Ввести штрафы для автомобилистов, мешающих проезду инвалидных колясок, выдавать персонифицированные знаки «Инвалид», а также распространить требования по безбарьерной среде не только на дома, но и на территории общего пользования — такие предложения обсуждаются московскими и федеральными законотворцами. «Газета.Ru» выяснила, как город приспосабливается к потребностям маломобильных москвичей и почему элементы безбарьерной среды иногда превращаются в непреодолимые препятствия.
3 декабря отмечается Международный день инвалидов. В Москве он непосредственно касается около 1,2 млн человек — столько в столице граждан с ограниченными возможностями здоровья. Накануне в Мосгордуме обсудили, как можно облегчить и улучшить жизнь инвалидов законодательным путем. В частности, была отмечена необходимость введения персонифицированных знаков «Инвалид». Участники «круглого стола» подчеркнули, что «право на бесплатную парковку принадлежит не машине, а человеку», соответственно, и знак, дающий это право, должен выдаваться на чье-то имя, а не на его транспортное средство.
Еще одна «автомобильная» инициатива обсуждалась на уровне комиссии при президенте РФ по делам инвалидов. «За парковку в неположенном месте у нас сейчас полагается одно наказание, а если припаркованный автомобиль перегораживает путь движения инвалида, то это нарушение должно считаться более тяжелым, что следует отразить в КоАП», — пояснил «Газете.Ru» генеральный директор фонда «Институт экономики города» (организация занималась разработкой предложений для комиссии) Александр Пузанов.
Этим предлагается дополнить уже существующие нормы, по которым помимо штрафов за неправомерную парковку на местах для инвалидов предусмотрена и эвакуация. По словам заместителя начальника столичного управления ГИБДД Евгения Ефимова, если за весь 2015 год за парковку на местах для инвалидов было наказано 18 тыс. человек, то только за десять месяцев этого года — уже 28,5 тыс. «После принудительной эвакуации немногие автолюбители пытаются занять такие места повторно», — отметил он.
Пузанов добавил, что нарушение прав инвалидов с точки зрения законодательства в принципе должно считаться отягчающим обстоятельством.
Сейчас «отдельная» ответственность наступает только при дискриминации по признаку инвалидности, сообщил он. Кроме того, по словам Пузанова, ведется работа по тому, чтобы круг лиц, имеющих право оформлять протоколы о нарушении прав инвалидов, был расширен. «Сейчас подобными правонарушениями занимается только департамент труда и социальной защиты, но ко многим вопросам, например к нарушению прав инвалидов в транспортной сфере, они имеют опосредованное отношение. Нужно добавлять профильных специалистов — например, из жилищных инспекций или того же транспортного блока», — сказал он.
Газета.ру