Дебаты о качестве городской среды стабильно занимают одно из центральных мест в новостной повестке России и других стран. Это неудивительно, ведь в городах проживает каждый второй человек в мире и абсолютное большинство населения развитых государств. Менеджер по связям со СМИ и правительственными структурами РСМД Николай Маркоткин побеседовал с генеральным директором фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) Александром Пузановым о том, с какими проблемами сталкиваются сегодня города, и какие проблемы способна решить урбанистика.
Как Вы считаете, будет ли масштабная реконструкция, которая происходит сегодня в Москве, способствовать улучшению жизни горожан? Или она, наоборот, вредит городской среде?
— Я думаю, что то решение, которое реализуется сейчас, в принципе, может привести к повышению качества жизни горожан. Это один из примеров того, что невозможно все дальше расширять границы Москвы и идти по пути присоединения и колонизации части Московской области, как это происходит с 2012 г. Нужно заниматься реконструкцией внутренней территории Москвы, в том числе районов массовой жилой застройки, не только ветхой и аварийной, но и морально устаревшей. Переселение с учетом интересом жителей должно привести к позитивному изменению городской ткани Москвы: к уплотнению застройки там, где это требуется, и предотвращению высокоплотной застройки периферии заМКАДья, что по международным стандартам является нонсенсом. Там нужно строить малоэтажное, в лучшем случае среднеэтажное жилье.
— Способствует ли снос маленьких коммерческих объектов оздоровлению городской среды или же это наоборот убивает дух районов?
— Непонятно, на какой стадии сегодня находится этот процесс, но то, что большой урон был нанесен малому бизнесу — это правда. У правительства Москвы тоже есть своя система аргументации. Я могу на это ответить так: вполне возможно, что в одном районе это было правильно, плюсы перевешивали минусы, а в другом это было неправильно. Например, мне кажется, что у метро Чистые пруды сделали все правильно, а у метро Кропоткинская — все неправильно. Но по-другому на уровне города сделать невозможно. Это следствие отсутствия местного самоуправления в Москве. Местное самоуправление в большом городе осуществляется на уровне локальных местных сообществ, которые у нас в Москве то ли есть, то ли нет, это еще одна проблема. Где-то им необходимо отдать полномочия по принятию решений, где-то не отдавать и централизованно решать на уровне Москвы. Это очень ярко проявилось в рамках упорядочивания ситуации с торговлей, в первую очередь в районе метро. Не был понятен голос местных сообществ, а он мог при тех же формально одинаковых решениях быть совершенно разным...
РСМД от 28 июня 2018 года