Предлагаемый краткий обзор дает представление, каким образом ученые-урбанисты и аналитики различных изданий оценивают влияние коронавируса на происходящие и будущие изменения городской среды и городской экономики.
Как распространялся вирус How the virus got out, Jin Wu, Weiyi Cai, Derek Watkins, James Glanz/The New York Times, 22 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
Times приводит интерактивную карту распространения вируса, которая восстанавливает хронологию событий на основе данных о перемещениях от мобильных операторов. В статье, благодаря картам, отображено, каким образом из очага появления заболевания – 11 миллионного китайского города Ухань, вирус распространился по всему миру. Из-за значительного количества транспортных перемещений в течение первого месяца появления вируса новые очаги заболеваний возникли в других странах. После остановки перелетов заболевание стало распространяться более локально. Меры по карантину и отслеживанию заболевших демонстрируют динамику снижения количества заболевших в Китае на сегодняшний день. Те же меры позволили предотвратить большие потери жизней в Сингапуре, Гонк-Конге и Южной Корее.
Интерактивная карта распространения коронавируса
Города и коронавирус: заметки
Cities and coronavirus: Some thoughts, Joe Cortright / City Commentary, 17 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
Автор статьи рассуждает о важности быстрого изучения и картирования конкретных точек заражения коронавирусом. В статье упоминается несколько источников карт со статистикой коронавируса (например, карта Всемирной Организации Здравоохранения), но подчеркивается, что очень важны не только агрегированные данные, но и локализация конкретных больных.
Актуальная карта статистики по заболеванию коронавирусной инфекцией Всемирной Организации Здравоохранения
Автор приводит в пример карту холеры Лондона, чтобы еще раз доказать важность и эффективность эпидемиологического картирования в борьбе с распространением заболевания. Джон Сноу более 150 лет назад картировал все кейсы заболевания холерой в Лондоне, что позволило определить и устранить источник заболевания – питьевой колодец.
Карта заболевших холерой в Лондоне, 1856
Автор статьи говорит о широких современных возможностях отслеживания распространения заболевания, ведь наличие смартфонов позволяет составить набор данных о перемещениях зараженного пользователя и тем самым определить возможные инфицированные точки.
Составление карт перемещений инфицированных коронавирусом в Южной Корее
A ‘travel log’ of the times in South Korea: Mapping the movements of coronavirus carriers, Min Joo Kim, Simon Denyer/Washington post, 13 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В статье освещается подход к борьбе с распространением коронавируса в азиатских странах. Например, в Китае применяли дроны для оповещения людей о необходимости использования индивидуальных средств защиты, а также соблюдения дистанции и режима самоизоляции. Правительство на официальных сайтах размещало соответствующие видео – ссылка на видео.
Правительство Южной Кореи отслеживает перемещения пользователей смартфонов. Их идея состояла в том, чтобы через центральный официальный правительственный сайт и текстовые сообщения оповестить общественность о локализации конкретных зараженных для минимизации риска заражения большего количества граждан. Но не всем гражданам понравилась идея раскрытия информации об их перемещениях. После запуска работы сайта нашлись как те, кто подавал иски на правительство за раскрытие информации, так и те, кто был недоволен скоростью обновления данных сайта. Правительство же в официальных обращениях подчеркивало чрезвычайность ситуации и первичную важность общественных интересов в сравнении с частными.
Несмотря на то, что личная информация гражданина не раскрывалась, на сегодняшний день данные по локализации конкретных заболевших на официальном сайте отсутствуют – ссылка на статистику заболеваний в Южной Корее. Но есть сайт, разработанный Южно-корейским студентом на основе правительственных данных, который показывает места, посещаемые зараженными людьми и отмечает, как давно больной посещал данную локацию.
Карта, разработанная южно-корейским студентом и показывающая локализацию мест, которые посещались заражёнными за последние 10 дней
Сингапур объявил об открытии доступа к технологии отслеживания для разработчиков
Singapore says it will make its contact tracing tech freely available to developers, Saheli Roy Choudhury/CNBC, 25 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В статье описывается, что для борьбы с распространением коронавируса правительством Сингапура было разработано мобильное приложение. Также Сингапур готов сделать доступной для разработчиков по всему миру технологию, лежащую в основе данного мобильного приложения.
Как работает приложение? Мобильные устройства с установленным приложением передают Bluetooth сигнал, что позволяет приложению запоминать контакты владельца мобильного устройства в течение 21 дня. Заболевший, согласно законодательству, должен предоставить доступ к данным министерству здравоохранения, которое таким образом может быстро вычислить всех потенциальных больных коронавирусом и инфицированные локации.
География коронавируса
The geography of coronavirus, Richard Florida/CityLab, 3 апреля, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В этой статье Ричард Флорида анализирует, какими характеристиками обладают территории, которые подверглись распространению вируса.Флорида выдвигает гипотезу, что плотность населения не единственный ключевой фактор распространения вируса. Так, он выделяет следующую типологию территорий распространения: первый тип - города-суперзвезды (Нью-Йорк, Лондон), второй тип – промышленные центры (Ухань, Детройт, города Северной Италии), третий тип – туристические центры в сельских районах: горнолыжные склоны Италии, Швеции и Франции. Флорида отдельно рассматривает также дома престарелых в небольших городах и выделяет круизные лайнеры (как города на воде).
Автор предлагает учитывать также самые различные характеристики таких территорий, для понимания процесса распространения вируса: численность и возраст населения, уровеньобразования, уровень доходов, религиозность, типы рабочих мест и т.п.
Флорида делает вывод, что скорость распространения вируса на городских территориях в США не на много выше распространения в привлекательной для туристов сельской местности. В частности, сельские территории отдыха в Америке имеют в два раза больше случаев заболевания, чем другие сельские округа. Отмечается, что уровень смертности выше в населенных пунктах с более старым населением, а также более влажным и холодным климатом.
Плотность населения важна, но есть большая разница между богатым районом с высокой плотностью населения, где люди могут самоизолироваться, и бедным городским районом с высокой плотностью населения, где возможности самоизоляции более ограничены. Так в Нью-Йорке значительно больше страдают окраинные и более бедные районы, такие как Бронкс, Квинс и Стейтен-Айленд. Здесь менее обеспеченные люди проживают несколькими поколениями в одной квартире, жители заняты работой, которая предполагает непосредственные контакты с горожанами. Все это способствует распространению вируса в таких районах.
Автор также отмечает, что в данной ситуации все характеристики современного общества (например, бездетность), которые обычно не приветствуются обществом, сегодня работают как факторы защиты. И напротив, позитивно оцениваемый высокий уровень социализации может негативно сказаться на здоровье человека.
Новая экономика периода коронавируса: эксперимент по изменению повседневной жизни
The new coronavirus economy: A gigantic experiment reshaping how we work and live, Craig Timberg, Drew Harwell, Laura Reiley, Abha Bhattarai/Washingtonpost, 22 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В статье рассмотрены самые разные сферы экономики с приведением оценок экспертов об ущербе, который эти сферы понесут в результате карантина, и о возможности их восстановления после завершения карантина.
Отмечается, что значительно вырос уже существовавший экономический разрыв между локальными ритейлерами и большими торговыми сетевыми центрами. Аналитики фиксируют существенное увеличение покупок онлайн: для удовлетворения спроса Амазон объявил об открытии порядка 100 000 новых рабочих мест, Волмарт – 150 000, Севен-Элевен – 20 000. Небольшие ритейлеры также пытаются переориентироваться на доставку на дом, но им трудно конкурировать с крупными сетевыми компаниями. Большие сетевые компании направляют значительные бюджеты на развитие новых технологий (например, беспилотной доставки) по транспортировке грузов и доставке заказов отдельных покупателей.
Развлекательные компании также уходят в онлайн, транслируя мировые культурные премьеры. Индустрия видеоигр, которая и без того больше индустрии кинопроизводства и музыкальной индустрии вместе взятых, набирает новые обороты. Также новые темпы развития получила телемедицина, которая до карантина не использовалась широко. В существующей сложной ситуации люди вынуждены изменять свои привычки потребления значительно быстрее, чем это происходило бы вне изоляции.
Аналитики ожидают, что около 25% работников будут продолжать работать из дома, по крайней мере, несколько дней в неделю, что может привести к увеличению вакантных офисных площадей. Владельцы офисных центров и торговых молов уже столкнулись с большими проблемами в результате коронавируса. В статье предполагается гипотеза о том, что работники магазинов, медсестры и уборщики смогут в дальнейшем требовать более высокой оплаты труда.
Ущерб, причиненный коронавирусом американской экономике, оценивается на уровне не менее 20 триллионов долларов.
Как пандемия коронавируса изменит жизнь в городах
How the COVID-19 pandemic will change our cities, William Fulton/ RICE KINDER/ Institute for Urban Research, 29 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В статье Вильям Фултон рассуждает о долгосрочных трендах возможного развития городской среды. Так автор прогнозирует развитие периферийных районов городов ввиду того, что офисные работники станут чаще работать из дома, будут активно использовать инфраструктуру, расположенную в районе проживания. Это, по мнению эксперта, может стимулировать развитие новых локальных центров и локального ритейла. При этом офисные здания в центре города должны стать больше местами для переговоров и встреч, чем рабочим пространством.
Автор подчеркивает важность изменений в транспортной мобильности, которые должны произойти, по его мнению, в ближайшее время. Так, с одной стороны, из-за особенностей распространения коронавируса общественный транспорт должен стать менее популярным для передвижения по городу. Но перевести каждого жителя большого города на индивидуальном автомобиле не представляется возможным, ввиду ограниченности площади улично-дорожной сети. Становится еще более актуальной уже развивающаяся идея каршеринга. Вследствие этого границы между частным и общественным транспортом будут постепенно стираться и больше походить на UberPool, когда для поездки на такси вас объединяют с другим пассажиром. Также эксперт приводит пример развивающегося транспортного сервиса в Арлингтоне: шестиместные мерседесы собирают пассажиров в удобных для них местах и не имеют жестко установленных маршрутов. Забронировать поездку можно в мобильном приложении, в котором доступна оплата как одной поездки, так и проездного на неделю.
Эксперт полагает, что благодаря новым привычкам делать покупки онлайн, люди меньше будут использовать магазины, также это повлияет на развитие регулирования парковочного пространства для создания возможности подъезда службы доставки. При этом площади закрывшихся магазинов должны занять еще более разнообразные кафе, рестораны и бары, а также спортивные клубы, поскольку потребность в социализации у людей сохранится. Поэтому эксперт ожидает еще более активное развитие уличной жизни после окончания пандемии.
Коронавирус может стать причиной улучшения климата в городах
COVID-19 may sport the thinnest silver lining: a cleaner climate, Chris Teale/Smartcities Dive, 19 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В статье приводятся доказательства снижения выбросов углерода и улучшения качества воздуха в период самоизоляции. По оценкам исследователей в области энергетики и чистого воздуха, в Китае в течение двух недель после китайского нового года сократились выбросы углекислого газа на 25% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Специалисты НАСА и Европейского космического агентства отметили снижение диоксида азота в атмосфере.
Существенно увеличилось количество поездок на велосипедах, что привело к тому, что один из членов совета Нью-Йорка выступил с предложением по увеличению количества велосипедных станций Сити Байк. Богота открыла около 72 миль новых велосипедных маршрутов.
Отдельные эксперты предлагают стимулировать развитие экономики посредством переоборудования зданий с использованием зеленых технологий. По их мнению, такие меры должны повлиять на создание значительного количества рабочих мест - как экспертов по зеленым технологиям, так и соответствующих рабочих. Кроме того, широкое распространение зеленых технологий положительным образом скажется на экологии.
Карты изменения уровня загрязнения воздуха в городах
Air pollution clears in cities globally – new maps, European Public Health Alliance, 30 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
Европейский альянс здравоохранения очень показательно отобразил на картах изменение количества углекислого газа в атмосфере по состоянию на март 2019 и март 2020 года. Специалистами отмечается, что значительное количество людей страдает болезнями дыхательных путей, вызванными загрязнением воздуха, и подчеркивается, что количество смертей от таких заболеваний значительно больше, чем в результате распространения коронавируса.
Карты изменения уровня загрязнения воздуха в сравнении: 2019 год (верхняя карта) и 2020 год (нижняя карта)
Стимулирует ли коронавирус революцию удаленной работы, решающую проблемы с трафиком? Не рассчитывайте на это
Will coronavirus spur a traffic-solving remote-work revolution? Don’t count on it, Nico Savidge/ The Mercury News, 22 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья
В статье отмечается, что значительное снижение трафика в период карантина повлияло на возникновение мнения о массовом переходе компаний на удаленную работу в будущем. Эксперты считают, что при снятии карантина и всеобщем возврате к прежнему ритму жизни часть компаний откажутся от офисов, которые они занимали, поскольку продуктивность их работы в удаленном формате не упала во время карантина. Но это не решит повсеместно вопросов пробок и перегруженности городских дорог. Для решения проблемы перегруженности необходимы более комплексные меры, наряду с переводом части работников на удаленную работу. Среди главных мер это: развитие общественного транспорта, строительство жилья в непосредственной близости к рабочим местам, а также проведение государственной политики в отношении ограничения использования частных автомобилей.