Минстрой России предлагает исключить управляющие компании из платёжной цепочки за ЖКУ, сейчас эта инициатива обсуждается в Правительстве РФ. Замминистра строительства и ЖКХ и главный жилищный инспектор Андрей Чибис рассказал, что это позволит снизить количество долгов за ЖКУ.
Чиновник рассказал изданию «Известия», что, прежде всего,необходимо убрать «посредника», управляющую компанию: она должна получать деньги только за свои услуги, а не за ресурсы, которыми снабжает потребителей ресурсоснабжающая организация. Минстрой России предлагает ввести практику прямых договоров, чтобы собственники жилья рассчитывались сразу с поставщиками. Средства будут проходить через банки, а управляющие организации не будут участвовать в этом процессе.
Однако здесь возникает вопрос: представители министерства говорят только о плюсах этого решения, а есть ли здесь возможные недостатки? Дмитрий Павлович Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города», объяснил, что не всё так просто с предложением ведомства.
«Минстрой России предлагает единственное решение, на которое не смогут повлиять собственники. Сегодня, например, у них есть выбор способа управления и соответствующей ему системы договорных обязательств. Подход Минстроя России, конечно, сужает права собственников по выбору оптимального для каждого отдельного дома варианта», — отметил эксперт.
Дмитрий Гордеев привёл в пример ситуацию за границей, где у собственника квартир в доме всегда есть выбор — нанимать управляющую организацию или арендаторам квартир рассчитываться напрямую с поставщиками.
Эксперт также добавил, что понятие «коммунальных услуг» будет убрано, и, если поправки Минстроя России будут приняты, то ресурсоснабжающие организации будут отвечать только за подачу ресурсов в дом. То, как они будут распределяться внутри многоквартирного дома, уже не будет входить в зону ответственности поставщиков, в случае проблем искать решение придётся собственникам. Сейчас же именно управляющая организация отвечает как за подачу ресурсов, так и за их доставку до каждой квартиры, что гораздо удобнее для потребителей.
«Если, например, упало давление в водоканале, и вода не может подняться на 10 этаж, или сломался насос — за него отвечает управляющая организация, — и ресурс также не может дойти до квартир на верхних этажах, — жильцам надо разбираться, кому предъявлять требования: договор с водоканалом, а отвечать за то, чтобы на 10 этаже была вода, будет управляющая организация, как и сегодня. Мне кажется, это нелогично — лучше не разрывать единство: тот, кто отвечает за внутридомовые сети, тот и отвечает за то, как вода поднимается до потребителя. Такой же пример можно привести и по другим коммунальным услугам», — объяснил Дмитрий Гордеев.
Более того, как рассказал юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города», нигде в мире не используется практика разделения ресурсов, когда за их поставку в квартиры отвечает ресурсоснабжающая компания, а за их использование в целях уборки — управляющая организация.
«Минстрой России, по моему личному впечатлению, больше ориентируется на интересы ресурсоснабжающих организаций, нежели на других участников рынка — собственников и управляющие организации. Чибис приводит данные, по которым уровень сбора платежей —порядка 90%. Это достаточно высокий показатель, в некоторых случаях он достигает 95%, как говорит Хованская [Галина Петровна, председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ].Это абсолютно нормальный сбор платежей, при нём не надо менять систему договорных обязательств, так как это может вызвать непредвиденные проблемы», — отметил эксперт.
Дмитрий Павлович Гордеев добавил, что министерство обсуждает нововведения только с «дружественными» экспертами, которые воздерживаются от критики предложений ведомства. По мнению специалиста, другие позиции при разборе инициатив в Минстрое России не рассматриваются.
Помимо этого, эксперт отметил, что, конечно же, существуют управляющие организации, которые перечисляют поставщикам ресурсов средства от собственников не в полном объёме, но их абсолютное меньшинство. Вместо того, чтобы наказывать их, Минстрой России определяет все управляющие организации как недобросовестные. Дмитрий Павлович Гордеев считает, что это неверный подход, особенно когда уровень платежей находится на таком высоком уровне. Эксперт придерживается мнения, что нужно предпринимать меры, направленные на санкции против таких организаций, а не на полную реформу сферы.
Портал "Управление ЖКХ"