Светлана Разворотнева: ... наш Жилищный кодекс рассчитан на людей активных, которые должны собраться вместе, выбрать свою управляющую компанию, определить стоимость ее услуг, заключить с ней договор и после этого еще тщательно контролировать, насколько хорошо компания выполняет свои обязанности. Но вот в реальности все происходит, как правило, не совсем так. Кто виноват и что делать? – ответы на эти извечные русские вопросы мы сегодня будем искать с нашей гостьей: представителем Фонда экономики города Генцлер Ирины Валентиновны.
Светлана Разворотнева: … Смотрите. Огромный многоквартирный дом – ну, может быть, не очень огромный, но квартир 100 или 200 – не все люди живут в этих квартирах, им достаточно трудно собраться, еще более трудно им договориться о принятии каких-то решений. Вообще существуют ли где-то такие модели, которые заложены у нас, и где они работают? Может быть, есть какие-то примеры других стран, где существуют такие же многоквартирные дома, и точно так же там люди владеют не всем домом, а только частью этого дома, но при этом как-то могут договариваться? Можете Вы какие-то привести примеры?
Ирина Генцлер: На самом деле, как я уже сказала, модель-то везде одинаковая: собственники должны договориться, и механизм принятия решений практически всегда общее собрание. Другое дело, что вот те способы принятия решений на общем собрании, конечно, меняются в некоторых странах, для того чтобы процедуру облегчить. И мне хотелось бы сказать, что наш Жилищный кодекс в этом смысле сделал очень важные такие шаги, для того чтобы организовать процесс принятия собственниками решений. Во-первых, не так давно у нас появился такой институт, как совет многоквартирного дома – то есть это тот актив, который не просто какой-то или какие-то абстрактные собственники должны созвать общее собрание. У нас есть в доме, если он есть, этот актив, который как раз и может стать инициатором вот этого ежегодного общего собрания. Более того, в последнее время в Жилищном кодексе появилось несколько новых форм проведения общего собрания, которые не предполагают то, с чего Вы начали – собраться и всем вместе принять решение. Они могут не собираться все вместе из 500 квартир – им не нужно приходить в одно время и в одно место. У нас есть форма электронного собрания; понятно, что она еще практически не распространена, но перспектива очень большая у этой формы. И – это новая форма – проведение собраний в форме заочного голосования и особенно в очно-заочной форме. Ведь главное в принятии решений: люди должны понимать, за что им предлагают голосовать (то есть кто-то должен это предложение для них подготовить); люди должны получить эту информацию и иметь время отреагировать...
Светлана Разворотнева: Насколько я знаю, у Вас сейчас фактически сформулированы предложения, как раз связанные с изменениями законодательства, с тем, чтобы все-таки немножко порядок оплаты: не платить автоматически каждый месяц за какие-то услуги по управлению, а привязать это к качеству работ, реально к сделанным работам?
Ирина Генцлер: Мы действительно предлагаем – пока на уровне концепции, не на уровне законопроекта, а для экспертного обсуждения, для обсуждения с общественностью – такую вещь, как: у каждого многоквартирного дома с большим количеством собственников должен быть отдельный счет, куда люди платят взносы на содержание общего имущества. И эти деньги не могут произвольно с этого счета расходоваться. Это может не касаться вот этого порядка уплаты платежей, потому что будет точно так же: можно ежемесячно оговоренную сумму туда вносить. Просто вот образуется некий финансовый резерв, наш общий фонд расходов, из которого мы производим оплату. Если в этом месяце какие-то работы не выполнялись или они и не планировались, у нас просто остаются эти деньги на счете. Если в другой месяц у нас больший объем работ выполняется, у нас есть деньги, чтобы их оплатить. То есть связать результат получения денег исполнителем с результатом выполненной работы вот такой механизм действительно позволяет...
Выпуск "Все о ЖКХ" программы ОТРажение от 21.11.2016