Тема повышения качества городской среды сегодня чрезвычайно актуальна. И в этом смысле недавнее постановление Правительства №169, которым утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды, можно только приветствовать. Этот документ — свидетельство роста интереса к данной теме со стороны Правительства в целом и Минстроя в частности.
Современный город должен предоставить проживающему в нем человеку не только функциональные возможности жить и работать в этом конкретном населенном пункте. Он должен обеспечить комфорт и безопасность, должен быть благоустроенным и удобным для повседневной жизни и деятельности человека.
К сожалению, пока средства на это у нас выделялись по остаточному принципу. И нынешняя идея о том, чтобы в достаточно короткие сроки осуществить хотя бы минимальное благоустройство наших городов, абсолютно правильна.
Выделенные на эти цели из федерального бюджета 20 млрд руб. — с одной стороны, немаленькие деньги. Но с другой стороны, для решения по-настоящему крупных, масштабных проблем благоустройства российских городов этих денег недостаточно. Я имею в виду ливневую канализацию, освещение, обустройство коммунальной инфраструктуры жилищного фонда: для успешного решения этих вопросов потребуются гораздо более серьезные вложения. Но даже приведение в порядок придомовых территорий и территорий общего пользования (улиц, парков, скверов) — это уже очень большое дело.
Кроме того, не будем забывать, что 20 млрд руб. — это только то, что выделяет на решение этих задач федеральный бюджет. Помимо этого предусмотрено софинансирование за счет региональных и муниципальных бюджетов, а также участия граждан — либо своим трудом, либо денежными средствами.
И предложенная конструкция распределения субсидий, которая предусматривает участие граждан в принятии решений о том, что где и как делать, мне представляется правильной. Двор — это место непосредственного интереса проживающих в нем людей. И сделать здесь что-то, не согласовав это с жителями, не уяснив, что для них является приоритетом, без учета мнения людей, которые пользуются этим двором, было бы в корне неправильно. Сделать так — это значит просто выбросить деньги на ветер.
Здесь нужно будет скоординировать, привести к одному знаменателю целый ряд программ: по сносу аварийного жилья, по редевелопменту застроенных территорий, по реновации промышленных зон и др. И если все эти программы в итоге будут предусматривать реальное повышение качества городской среды, вот тогда мы получим положительный эффект.
Что касается создания в структуре Министерства строительства и ЖКХ отдельного департамента, который будет заниматься всеми этими вопросами, то мне этот шаг представляется резонным. Ведь поставленная властями цель носит комплексный характер. Это целая совокупность задач, включающая в себя благоустройство дворов, организацию эффективного управления многоквартирными домами, реорганизацию территорий ветхой и аварийной застройки и многое другое.
И тот факт, что теперь в Минстрое появилось целое подразделение, которое будет все «ниточки» этого процесса, что называется, сводить воедино, мне кажется вполне оправданным решением.
Строительство.RU