Вы здесь

Татьяна Полиди - Как современная градостроительная политика может учитывать инициативы и потребности отдельных граждан?

...массовая застройка периферии, отсутствие новых проектов, низкое качество застройки — все это в какой-то степени и есть отражение потребностей граждан.

Если мы вернемся на рубеж 90-х/2000-х годов, то увидим, какая серьезная потребность в улучшении жилищных условий была сформирована в то время. Никого не интересовало, будет ли рядом с квартирой располагаться парк или нет — люди просто радовались новой жилплощади, даже если она находилась где-то на периферии. За эти годы мы радикально повысили доступность жилья, ведь в начале 2000-х отсутствовал как таковой институт ипотечного кредитования. За 2000-е годы покупательная способность населения резко возросла, поэтому потребность в улучшении жилищных условий в какой-то мере уже удовлетворена. И потому логично, что в случае удовлетворения базовых потребностей, возникают потребности новые. Социологические опросы демонстрируют, что люди по-другому стали относится к жилью. Мало того, чтобы квартира удовлетворяла всем требованиям, необходимо чтобы и окружение складывалось благоприятное — и близость транспортных путей, наличие школ, детских садов и т.д. Если раньше шла исключительно ценовая конкуренция, то теперь вступила в действие конкуренция по качеству.

Появляются новые проекты жилищного строительства, с новыми визуальными характеристиками. Это, на мой взгляд, первые подвижки в сторону смены вектора предпочтений потребителей в поиске жилья, однако каких-то радикальных изменений здесь я пока не вижу. В России высокая доля бедного населения, большая часть которого никогда не сможет выйти на рынок недвижимости. И в отношении этой группы в стране не делается ничего.

Мы уже практически достигли пределы уровня рыночной доступности жилья ипотечного кредитования, сегодня практически 40 % населения имеют возможность при помощи ипотеки купить среднюю квартиру (порядка 18 м2 на человека). За счет снижения ставок по ипотеке мы сможем расширить эту долю до 50 %, однако для остальных 50 % населения необходимо разрабатывать альтернативные формы жилищного обеспечения с государственной поддержкой. Бюджетные ресурсы должны быть направлены на некоммерческие проекты по созданию государственного, муниципального жилья, предоставляя его тем гражданам, которые имеют малый доход и не готовы приобретать квартиры в ипотеку. При этом, в условиях дефицита бюджетных средств важно существенно повысить уровень адресности поддержки в жилищной сфере — так, например, только налоговые вычеты при покупке жилья составляют порядка 200 млрд руб. в год. Эти деньги получают люди, которые самостоятельно решают свои жилищные проблемы. В то же время большая часть граждан не имеет такой возможности.

Журнал "Регион Развития", выпуск №8

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть