Сейчас, источники, к сожалению, весьма незначительные. Преимущественно новая застройка финансировалась всегда самими застройщиками, а по сути, гражданами, через стандартную модель финансирования, определённую 214-ФЗ. Непосредственно у муниципалитетов ничего нет: налоги на имущество физических лиц и земельный налог — это микроскопические ресурсы, несопоставимые с потребностями расходов на инфраструктуру. Я считаю, что это ключевой момент, который будет препятствовать переходу к модели новой градостроительной политики, основанной на развитии застроенных территорий — ведь город, не имеющий финансовых возможностей не может направлять градостроительные процессы, диктовать собственные условия, всегда будет вынужден идти за интересом частного инвестора.
Сейчас, когда мы говорим о проектах развития застроенных территорий, вопросы ренты от данных проектов, поступающей в муниципальный бюджет, становятся критически важными. На мой взгляд, должны быть разработаны новые механизмы, при существовании которых город может использовать определенные доходы на реализацию своих полномочий.
Единственный доступный инструмент сегодня — аукционы на комплексное развитие территории, которые практически не проводятся в силу их экономической несостоятельности. Не сформированы финансовые возможности и в сфере точечных проектов, в частности, нет инфраструктурных или иных градостроительных сборов в местный бюджет.
Я считаю, что нам необходимо ввести форму градостроительного сбора, которую муниципалитет может легитимно взимать при любом строительстве — неважно, будет ли это комплексный проект или строительство одного здания. Причем размер сбора может варьироваться в зависимости от параметров проекта (например, в зависимости от его этажности).
Журнал "Регион Развития", выпуск №8