В 2014 г. вслед за Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" было принято федеральное законодательство в целях развития нового сегмента рынка жилья в России – рынка наемного жилья [1]. За 3 года в большинстве субъектов Российской Федерации были приняты необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование рынка коммерческого и некоммерческого найма. Кроме того, уже более 20% регионов предусмотрели конкретные комплексы мероприятий по развитию рынка наемного жилья.
Таким образом, задача развития рынка наемного жилья к настоящему времени вошла в повестку государственной жилищной политики как на федеральном, так и на региональном уровне.
Для запуска реальных процессов развития рынка наемного жилья необходима реализация пилотных проектов по созданию и управлению наемными домами коммерческого и социального использования. Такие проекты уже реализуются в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Калужской области, Нижегородской области и других регионах. Не везде проекты реализуются по схеме «наемный дом», предусмотренной законодательством, пионеры апробируют и другие подходы к развитию рынка наемного жилья, в том числе на коммерческих (в жилищном фонде коммерческого использования) и некоммерческих условиях (в жилищном фонде социального использования) [2].
В целях содействия российским городам и регионам в развитии рынка наемного жилья Фонд «Институт экономики города» (далее – ИЭГ) реализовал за счет средств Целевого капитала ИЭГ в 2016 г. проект «Наемное жилье - новая городская экономика и жилищная политика».
В рамках проекта в том числе были выполнены следующие работы.
1. Проведен обзор регионального законодательства, включая региональные программы в жилищной сфере, в целях анализа полноты законодательной базы развития рынка наемного жилья, в том числе некоммерческого использования, а также анализа наличия и объемов государственной поддержки развития такого рынка на региональном уровне.
2. Проведен анализ различных форм договоров между инвестором и органом государственной власти или местного самоуправления, которые могут быть применены для реализации проекта по строительству наемного дома на земельном участке в частной собственности.
3. Сформирована типология перспективных рынков наемного жилья и модельных проектов.
4. Подготовлена концепция реализации проектов по строительству наемных домов с учетом результатов оказания ИЭГ методологической поддержки в отобранных городах, включая описание моделей финансирования проектов по созданию наемных домов.
5. Отобраны города Уфа, Салават, Октябрьский в Республике Башкортостан для оказания методологической поддержки реализации проекта по строительству наемных домов, в том числе в части подготовки необходимых нормативных правовых актов, проведения финансово-экономических расчетов, разработки плана реализации проекта. С партнерами проекта – ОАО «Уфимское городское агентство ипотечного кредитования» (УГАИК), НО «Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан» (Фонд РЖС РБ) подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве и план взаимодействия до 31.12.2016 г.
6. Проведены финансово-экономические расчеты, а также анализ градостроительного окружения применительно к 6 потенциальным инвестиционным проектам в указанных выше городах. По итогам анализа и обсуждения с УГАИК и Фондом РЖС РБ принято решение об отборе пилотного проекта по созданию наемного дома в Салавате.
7. Подготовлен аналитический отчет и презентация по результатам проведенных работ.
8. Настоящий отчет направлен в Минстрой России, АО «АИЖК», администрации заинтересованных городов и регионов, а также размещен на сайте ИЭГ.
[1] Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 217–ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования".
[2] В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилое помещение жилищного фонда коммерческого использования предоставляется внаем по договору найма жилого помещения (в тексте для обозначения такого вида найма также будут использоваться термины – коммерческий наем, наем на коммерческих условиях), а жилое помещение жилищного фонда социального использования предоставляется внаем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (в тексте для обозначения такого вида найма также будут использоваться термины – некоммерческий наем, наем на некоммерческих условиях) или по договору социального найма (в тексте для обозначения такого вида найма также будет использоваться термин – социальный наем).
Отчет: Подготовка методологической базы для реализации проектов по строительству наемных домов в российских городах (.pdf, 3Мб)
Презентация: Наемное жилье - новая городская экономика и жилищная политика (.pdf, 1Мб)
Публикация: Муниципальное имущество: экономика, право, управление №4 / 2017, стр. 27-30
Читайте также:
Дискуссионный клуб по теме наемных домов состоялся в Фонде «Институт экономики города»
Фонд «Институт экономики города» и Национальная ассоциация участников рынка арендного жилья провели круглый стол по теме финансирования проектов строительства наемных домов