18 декабря 2018 года генеральный директора Фонда «Институт экономики города» А.С. Пузанов представил участникам дискуссионного клуба «Формы институционального управления развитием городских агломераций в современной России» результаты проекта «Анализ практики управления городскими агломерациями», в рамках которого были рассмотрены возможности организации муниципального взаимодействия в рамках городских агломераций в существующих правовых условиях. Проект был реализован в 2018 году экспертами направления «Муниципальное экономическое развитие» ИЭГ за счет средств Целевого капитала Фонда «Институт экономики города».
«Работу по теме агломераций мы ведем не первый год, в том числе, совместно с Центром стратегических разработок, по выявлению основных проблем и складывающихся практик межмуниципального сотрудничества, разработки концепции и законодательных предложений по их решению», - сказал во время вступительного слова А.С. Пузанов. – «В этом контексте проведенное исследование дополняет работу по выявлению проблем межмуниципального сотрудничества по заказу Центра стратегических разработок, которую Институт завершил в этом году».
На рассмотрение были вынесены следующие вопросы:
- существующие типы нормативных правовых актов и иных документов, регулирующих вопросы развития городских агломераций на региональном и местном уровнях;
- основные тенденции нормативно-правового регулирования развития городских агломераций;
- особенности основных видов документов, институцианализирующих управление развитием городских агломераций.
Анализ региональных законов был проведен по 32 субъектам РФ, на территории которых имеются крупные городские агломерации с численностью населения свыше 500 тыс. чел., за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Кроме того, проведен опрос представителей органов местного самоуправления 25 городов – ядер крупных городских агломераций.
Выводы исследования показали, что, во-первых, развита практика «прямого государственного управления» агломерациям, что характеризует утратой интереса к агломерационному развитию на основе межмуниципального сотрудничества в регионах. Во-вторых, в документах пространственного развития недостаточный фокус на институциональной интеграции, стимулировании экономического развития. В-третьих, большинство межмуниципальных соглашений о сотрудничестве носят декларативный характер.
Экспертное обсуждение и дискуссия были акцентировано, главным образом, не следующих моментах:
- Опережающее формирование документов пространственного развития агломераций, доминирование представителей градостроительного блока в органах управления – естественный процесс или угроза сбалансированному развитию в перспективе?
- Принятие регионами Концепций развития агломераций (документов, прямо не предусмотренных существующим законодательством о стратегическом планировании) – реальное продвижение в условиях существующих ограничений или его иллюзия?
- Привлечение территориальных органов ФОИВ к управлению городскими агломерациями – путь к дальнейшему «огосударствлению» управления агломерациями или возможность лучшего балансирования интересов участников?
Активное участи в дискуссии приняли А.М. Прилепин, руководитель проектного офиса по стратегическому планированию и развитию территорий РФ Союза российских городов, руководитель проекта Агентства по социально-экономическому развитию агломераций; Д.П. Соснин, эксперт проекта Комитета гражданских инициатив «Муниципальная карта России: точки роста»; А.Д. Ревун, руководитель отдела правовой и нормативной аналитики Союза Российских городов и О.Ю. Гай, заместитель руководителя направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок.
Презентация: Практика институционализации управления развитием городских агломераций в России