Вы здесь

Федеральные и региональные меры социально-экономической поддержки в условиях пандемии

Дата публикации: 23.04.2020

Фонд "Институт экономики города" продолжает проводить ежедневный оперативный мониторинг различных мер, принимаемых субъектами Российской Федерации в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции

Настоящий материал посвящен мерам, правленым на стабилизацию экономической ситуации регионах, в частности, на поддержку организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), осуществляющих свою деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

 

Федеральные меры социально-экономической поддержки в условиях пандемии

Председателем Правительства Российской Федерации 17 марта 2020 года был утвержден "План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", в котором соответствующие мероприятия объединены в следующие группы:

  1. Обеспечение населения товарами первой необходимости и поддержка населения;
  2. Поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска;
  3. Поддержка малого и среднего предпринимательства;
  4. Общесистемные меры.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с изменениями и дополнениями) к наиболее пострадавшим отнесены следующие виды деятельности из 11 отраслей экономики:

1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки:

- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта,

- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам,

- деятельность пассажирского воздушного транспорта,

- деятельность грузового воздушного транспорта,

- деятельность автовокзалов и автостанций,

- деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом;

2. Культура, организация досуга и развлечений:

- деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений,

- деятельность в области демонстрации кинофильмов,

- деятельность музеев,

- деятельность зоопарков;

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт:

- деятельность в области спорта, отдыха и развлечений,

- деятельность физкультурно-оздоровительная,

- деятельность санаторно-курортных организаций;

4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма:

- деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

5. Гостиничный бизнес:

- деятельность по предоставлению мест для временного проживания;

6. Общественное питание:

- деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;

7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений:

- образование дополнительное детей и взрослых,

- предоставление услуг по дневному уходу за детьми;

8. Деятельность по организации конференций и выставок:

- деятельность по организации конференций и выставок;

9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты):

- ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения,

- стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий,

- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;

10. Деятельность в области здравоохранения:

- стоматологическая практика;

11. Розничная торговля непродовольственными товарами:

- торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах,

- торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая,

- торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах,

- торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями,

- торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах,

- торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая,

- торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах,

- деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента,

- торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах,

- торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах,

- торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах,

- торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах,

- торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью,

- торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами.

Согласно поручению Президента России по итогам обращения в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны[1] организациям, осуществляющим деятельность в этих отраслях, должна быть оказана следующая помощь:

  • шесть месяцев отсрочки выплат по всем налогам для субъектов МСП (за исключением НДС);
  • шесть месяцев отсрочки по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для микропредприятий;
  • право обращаться в банк, к иному профессиональному кредитору с требованием о приостановлении срока исполнения обязательств по кредитному договору на срок до шести месяцев на предоставление субъектам МСП.

               Согласно поручению Президента России меры поддержки предусмотрены и в отношении организаций и ИП, деятельность которых не относится к наиболее пострадавшим отраслям:

  • снижение до 15 процентов совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, применяемых субъектами МСП, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда;
  • дополнительные меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование;
  • предоставление заёмщикам (физическим лицам и индивидуальным предпринимателям) права на обращение в банк, к иному профессиональному кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа) в целях приостановления срока исполнения обязательств на срок до шести месяцев, а также предоставление индивидуальным предпринимателям права на обращение с требованием об уменьшении размера платежа;
  • установление запрета для кредиторов на применение в период приостановления срока исполнения обязательств предусмотренных законодательством Российской Федерации последствий нарушения заёмщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по соответствующим договорам, а также на обращение взыскания на заложенное имущество.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации уже приняло ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию поручений Президента Российской Федерации в части реализации первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции[2].

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" введены различные послабления по уплате налогов и иных обязательных платежей, в основном относящиеся к субъектам МСП, работающим в наиболее пострадавших отраслях, например:

- продлены сроки уплаты налогов на 3-6 месяцев и продлены сроки применения санкций за их неуплату на 6 месяцев;

- продлены сроки предоставления налоговой и иной отчетности за прошедший период текущего года на срок до 3 месяцев;

- приостановлены до 31 мая 2020 г. налоговые проверки, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, меры, указанные в данном постановлении, можно скорее назвать мерами по текущему ослаблению административной нагрузки на малый и средний бизнес в отдельных сферах экономики, а не мерами по обеспечению устойчивого развития экономики в целом.

Другими актами Правительства РФ установлены многие другие аналогичные меры по ослаблению административной нагрузки на малый и средний бизнес (как правило, только в наиболее пострадавших отраслях).

По информации, размещенной на сайте Правительства РФ, общий объем федеральной поддержки экономики и социальной сферы, по состоянию на 20 апреля 2020 г., составляет 2,1 трлн руб. (2% ВВП России). Такая поддержка включает:

- прямое выделение средств федерального бюджета на реализацию федеральных мер поддержки, а также регионам – на софинансирование региональных мер поддержки;

- отсрочка для бизнеса (в подавляющем числе случае именно субъектов МСП в пострадавших отраслях) от обязательных платежей (однако при этом бизнес не освобождается от таких платежей в будущем);

- увеличение долга бизнеса за счет льготного кредитования (в том числе на выплату заработной платы) – как субъектов МСП в пострадавших отраслях, так и системообразующих компаний (в том числе в иных отраслях);

- единоразовые компенсации потерь определенных компаний (турпорераторов, авиакомпаний и др.).

Первая из указанных групп мер поддержки, на которые выделены дополнительные финансовые ресурсы из федерального бюджета порядка 230 млрд руб., или 0,2% ВВП, содержит ограниченное число мер. К наиболее существенным из  них можно выделить:

а) в числе мер поддержки экономики и социальной сферы[3]:

- увеличение выплат пособий по безработице, однако не определено, в какой части за счет федерального и в какой за счет региональных бюджетов будут производиться такие выплаты (оценивается примерно в 120 млрд руб.)[4],

-  поддержка субсидирования кредитов субъектам МСП (18 млрд руб.),

- оплата больничных листов (7 млрд руб.);

б) в числе оперативных мер по борьбе с коронавирусом:

- оборудование коечного фонда в регионах (32 млрд руб.)[5],

- стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (45 млрд руб.)[6],

- возмещение затрат туроператоров, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных государств, в которых сложилась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка (3,5 млрд руб.)[7];

  • средства на закупку машин скорой помощи (5,2 млрд руб.)[8].

Многие меры анонсированы Президентом РФ, но решений по ним пока не принято, в том числе[9]:

- предоставление государственной гарантии Минфина России корпорации "ДОМ.РФ" в размере 50 млрд руб. (за счёт этой гарантии корпорация сможет привлечь средства кредита коммерческих банков и напрямую выкупать новые квартиры комфорт-класса у застройщиков; в дальнейшем эти квартиры граждане смогут приобрести в том числе в рамках льготных ипотечных программ);

- на кредитование строительной отрасли (12 млрд руб.);

- на докапитализацию Фонда защиты прав дольщиков в целях завершения строительства многоквартирных домов обманутых дольщиков (30 млрд руб.);

- на субсидирование ипотечных кредитов по ставке 6,5% при покупке нового жилья комфорт-класса (6 млрд руб.).

Региональная политика по социально-экономической поддержке в условиях пандемии

Как показал анализ, в некоторых субъектах РФ формируются собственные перечни отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (например, Самарская область, Псковская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край).  Однако большинство субъектов РФ пока не приняли решений по определению перечней отраслей, которым они окажут дополнительную поддержку и помощь.

Например, Тверская область еще 27 марта 2020 года сформировала собственный перечень[10] видов экономической деятельности, оказавшихся в зоне риска. Региональный список отличается от утвержденного Правительством РФ федерального перечня отраслей, в наибольшей в наибольшей степени пострадавших в период борьбы с распространением коронавирусной инфекцией. В региональный перечень вошли 14 видов деятельности из 8 отраслей экономики:

1) Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства:

- продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги;

2) Продукция обрабатывающих производств

- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения,

- деятельность полиграфическая и копирование носителей информации,

- производство изделий народных художественных промыслов;

3) Транспортировка и хранение:

- перевозка пассажиров автобусами по туристическим или экскурсионным маршрутам;

4) Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания:

- деятельность по предоставлению мест для временного проживания,

- деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;

5) Деятельность в области информации и связи;

6) Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги:

- деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

7) Образование:

- образование дополнительное детей и взрослых,

- деятельность санаторно-курортных организаций,

- предоставление услуг по дневному уходу за детьми;

8) Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений:

- деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений,

- деятельность музеев,

- деятельность в области спорта, отдыха и развлечений.

Отмечается, что целый ряд мер поддержки будет оказываться именно организациям данных отраслей. Следует отметить, что в Тверской области перечень изначально (с 27 марта 2020 года) содержал такой вид как "деятельность музеев", то есть еще до внесения данного вида деятельности в федеральный перечень отраслей. В Тверской области уже в марте справедливо заметил, что данная сфера деятельности следует отнести к наиболее пострадавшим.

Второй пример - постановление Губернатора Самарской области от 8 апреля 2020 года № 77 "О первоочередных мерах поддержки субъектов предпринимательства в Самарской области, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Самарской области", которым утвержден перечень отдельных сфер деятельности, оказавшихся в зоне риска. В перечень не включены виды деятельности, включенные в федеральный перечень, а именно:

- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;

- деятельность пассажирского воздушного транспорта, деятельность грузового воздушного транспорта;

- деятельность автовокзалов и автостанций;

- деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом;

- деятельность в области демонстрации кинофильмов;

- стоматологическая практика;

- деятельность музеев.

Формирование в субъектах РФ своего перечня отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, вместе с разработкой региональных мер поддержки субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность в таких отраслях экономики, свидетельствует о реализации государственными органами власти субъектов РФ своих полномочий по обеспечению устойчивого развития экономик своих регионов за счет средств регионального бюджета. Такие субъекты РФ используют федеральные меры поддержки как ориентир при разработки региональных мер поддержки бизнеса, но не ограничиваются ими.

По состоянию на 21 апреля 2020 г., 35 субъектов РФ уже приняли решения о проведении мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и поддержки экономического сектора в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Однако значительное количество субъектов РФ все еще не приняли соответствующих нормативных правовых актов, содержащих положения о принятии и порядке реализации региональных мер экономической поддержки бизнеса. На некоторых сайтах региональных администраций пока можно только прочитать отчеты о совещаниях, на которых эти меры обсуждаются, а где-то вообще никакой информации о планируемой поддержке нет либо она не публикуется.

Пока принятые субъектами РФ нормативные акты по этому вопросу в основном дублируют федеральные меры поддержки и направлены:

- на предоставление льгот (снижение арендной платы, отсрочка платежей) на аренду муниципального имущества (например, Тверская область, Ивановская область, Камчатский край, Курская область);

- на предоставление отсрочки по региональным налогам (например, Орловская область, республика Башкортостан, Камчатский край) и др.

С другой стороны, все же можно выделить субъекты РФ, которые используя предоставленные им полномочия, дополняют федеральные меры поддержки региональными мерами или обращаются с предложениями, например:

- реструктуризация долга (изменение графика платежей) по заявлениям заемщиков, имеющих трудности с оплатой текущих платежей по взятым обязательствам (Сахалинская область);

- обращение в ресурсоснабжающие организации с предложением о предоставлении для субъектов малого и среднего  предпринимательства отсрочки платежа за потребленные жилищно-коммунальные услуги (Амурская область);

- обращение в Правительство Российской Федерации с предложением о продлении режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход до 2024 года (Амурская область).

Если же проанализировать все нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение поручений Президента России, в том числе по итогам обращения Президента в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны (утв. Президентом Российской Федерации 28.03.2020 № Пр-586), и в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, то можно выделить 5 групп субъектов экономической деятельности, на которые распространяются меры:

  1. Для всех организаций и ИП (в любых отраслях);
  2. Для всех организаций и ИП, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики;
  3. Только для субъектов МСП (в любых отраслях);
  4. Только для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики;
  5. Для организаций, включенных в перечень системообразующих и стратегических организаций, а также федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.

Разделение на такие же группы, которым оказывается либо планируется оказываться экономическая поддержка, отмечается и в субъектах РФ. Большинство региональных мер были утверждены в форме планов первоочередных мероприятий.

В большинстве случаев такие мероприятия направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, нежели на поддержку отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Обратная ситуация наблюдается, например, в Республике Саха (Якутия), где лишь 5 из 85 запланированных мер ориентированы на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, тогда как основная часть мероприятий направлена на обеспечение функционирования системообразующих предприятий и ключевых сфер экономики (транспорт, агропромышленный комплекс, строительство).

Структура соответствующих региональных планов мероприятий во многом совпадает со структурой мероприятий, установленных Правительством Российской Федерации 17 марта 2020 года в Плане первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Некоторыми субъектами РФ принимаемые меры группируются по иным критериям. Так, например, в Амурской области перечень мероприятий разделен на следующие группы:

  1. В сфере налогового законодательства;
  2. В сфере малого и среднего предпринимательства;
  3. В сфере промышленности.

В ряде регионов (например, Республика Алтай, Республика Бурятия) соответствующие меры принимаются в формате периодически утверждаемых "пакетов" мер (либо в форме законов, либо отдельных распоряжений глав соответствующих субъектов РФ). Каждый из таких "пакетов" мер направлен на регулирование отдельных блоков экономических отношений (уточнение порядка уплаты налогов отдельными категориями налогоплательщиков, снижение арендных ставок в отношении государственного или муниципального имущества и т.п.).

К числу первоочередных мер, наиболее часто включаемых в перечни региональных мер, относятся также следующие меры:

- меры по обеспечению сбалансированности консолидированного регионального бюджета;

- работа с системообразующими предприятиями и др.

Ряд регионов предусматривает меры по поддержке в сфере жилищного строительства. Например, целый комплекс мер в сфере жилищного строительства установлен соответствующим планом мероприятий в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), среди которых представлены в том числе следующие меры:

- предоставление государственных гарантий для застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных жилых домов и малоэтажной индивидуальной жилищной застройки;

- отсрочка оплаты арендных платежей за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства;

- рассмотрение возможности унификации единых требований к составу и порядку предоставления в уполномоченный банк документов застройщиков, необходимых для рассмотрения заявки застройщика при получении проектного финансирования;

- изменение сроков исполнения соглашений с федеральными органами исполнительной власти и корректировка лимитов финансирования по объектам, которые имеют существенные риски срыва сроков строительства из-за недостатка рабочей силы и изменения курса российского рубля относительно основных мировых валют.

В Чукотском АО предусмотрено установление авансирования до 30% при заключении контрактов в рамках реализации государственных программ, направленных на жилищное строительство.

К сожалению, информации об объеме финансирования антикризисных мероприятий по поддержке экономики и социальной сферы за счет средств региональных бюджетов недостаточно для формирования вывода в целом.

Так, Москва пока выделила 70 млрд руб. на поддержку бизнеса и 7,6 млрд руб.[11]  – на выплаты пособий по безработице; Тверская область - 1,8 млрд руб. – на реализацию мер по поддержке производственных предприятий, малого и среднего бизнеса[12]. В Чеченской республике на реализацию всех мер поддержки из регионального бюджета будет направлено более 1 млрд руб.[13], а в Санкт-Петербурге – 4,5-5 млрд. рублей[14].

В ряде же субъектов РФ в плане первоочередных мероприятий, направленных на поддержку экономики региона, содержится намерение обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации с ходатайством о выделении средств федерального бюджета для субсидирования субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях в целях погашения убытков, связанных с приостановлением их деятельности (например, Ленинградская область).

Примечательно, что как федеральный перечень, так и региональные перечни наиболее пострадавших от ограничений в период пандемии отраслей экономики не содержат отраслей деятельности негосударственного некоммерческого сектора (в том числе общественные организации и ассоциации, социально ориентированные НКО, благотворительные фонды, товарищества собственников жилья и т.п.), хотя очевидно, что его социальная значимость и роль в текущей ситуации становится еще более важной, так как именно некоммерческий сектор оказывает поддержку и помощь наиболее уязвимым сферам социальной жизни граждан.

В России мы пока не видим и никаких мер по поддержке негосударственных некоммерческих организаций, хотя этот вопрос уже поднимается и в Государственной Думе[15], и в Общественной палате Российской Федерации[16]. Нам пока известна только одна, причем негосударственная, инициатива поддержки НКО – Благотворительным фондом Владимира Потанина объявлен конкурс по поддержке устойчивой деятельности организаций культурной сферы[17] и негосударственных некоммерческих организаций, которые работают в период эпидемиологического кризиса в областях наибольшего риска и с наиболее уязвимыми группами людей[18]. Общий размер поддержки составляет 600 млн руб.

 

 

 

 

[2] Презентация принятых мер на сайте Правительства РФ: http://government.ru/static/main/GOV-COVID-HELP.html

[3] Презентация принятых мер на сайте Правительства РФ: http://government.ru/static/main/GOV-COVID-HELP.html

[4] http://government.ru/news/39538/ На сайте Правительства РФ указано, что пособие составит 12.130 руб. в месяц в апреле-июне, потенциально его получат 3,3 млн чел. Источник финансирования (федеральный бюджет или региональные бюджеты, не указывается).

[10] Утвержден приказом Министерства экономического развития Тверской области от 27 марта 2020 года № 65

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть