Вы здесь

Москва возглавила рейтинг мировых "антикризисных" мегаполисов, но по оценке Александра Пузанова, перечень принятых мер нельзя назвать исчерпывающим

Дата публикации: 08.06.2020

Собственная программа поддержки бизнеса, предложенная Москвой в период эпидемии коронавируса в дополнение к общенациональной, отличает российскую столицу не только от других регионов страны, но и от крупнейших мегаполисов мира. Об этом говорится в аналитическом обзоре, подготовленном "Эрнст энд Янг". По мнению специалистов компании, сравнение позволяет назвать Москву единственной столицей, где применяются широкие меры антикризисной помощи как крупному, так и малому бизнесу, — ими могут воспользоваться свыше 20 тысяч компаний и предприятий. По этим показателям российский город выигрывает у Лондона, Нью-Йорка и Гонконга

За время пандемии московское правительство разработало три пакета поддержки: они вступали в силу 24 марта, 31 марта и 15 апреля соответственно. В "Эрнст энд Янг" полагают, что столичные чиновники смогли учесть отраслевой профиль бизнеса в городе и сфокусировали помощь на наиболее уязвимых компаниях малого и среднего бизнеса. В первую очередь инструменты были разработаны для ретейла, HoReCa, туристической отрасли. Прицел был дальний — не только снизить финансовую нагрузку в момент вынужденной остановки с помощью отсрочки налоговых и арендных платежей, оптимизации долговых выплат, но и обеспечить базу для роста в будущем, для чего предусмотрены компенсация расходов на маркетинг, субконцессии, льготное кредитование… Только суммарный объем налоговых льгот для предприятий столицы в 2020 году составит более 170 млрд руб.

Отсрочки по налогам касаются 12 тыс. московских компаний, еще почти 26 тыс. предприятий смогут не платить торговый сбор. Для субъектов МСП предусмотрено несколько видов субсидий одновременно — на сумму до 10 млн руб. в год.

Как подчеркивает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалёв, в Москве на поддержку бизнеса уже было выделено 85 млрд руб., а разными ее формами воспользовались почти 35 тыс. организаций, в которых работают более 765 тыс. человек.

Эксперты отмечают важность поэтапного оживления экономической жизни. Первыми, 12 мая, вернулись к работе строители. С 1 июня стало возможным открытие непродовольственного ретейла.

"Так, только выход стройки из карантина обеспечил работой 500 тыс. человек в Москве, а в общей сложности благодаря эффекту мультипликатора — 3,5 млн рабочих мест в стране, — рассказал "Ко" Вадим Ковалёв. — Сейчас очень важно донести программу поддержки бизнеса до каждого московского предпринимателя. На наших виртуальных круглых столах, "зумах" мы каждый день сталкиваемся с тем, что целевая аудитория до сих пор не знает детали и потому не верит в возможность получить помощь. Советую каждому московскому бизнесмену внимательно изучить сайт helpmoscoweconomy.ru — там всё доступно".

Власти мегаполисов очень серьезно относятся к информированию, отмечают аналитики "Эрнст энд Янг". Практически везде запущены платформы для информирования бизнеса: в Лондоне работает краудфандинговая платформа для МСП, в Москве консультации можно получить на горячей линии столичного правительства или на специальном портале помощи предпринимателям.

Столичные антикризисные инициативы позволяют пострадавшим компаниям подобрать индивидуальный набор инструментов для преодоления периода ограничительных мероприятий.

"В столице определили 16 отраслей, находящихся в зоне риска, в то время как в федеральном списке значится 14. Для компаний из этих сфер предусмотрен пакет помощи с гибкой настройкой под задачу каждого предприятия", — отмечает профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Руслан Абрамов. Возможность выбора мер поддержки позволяет компаниям достичь компромисса между сиюминутными потребностями и задачами развития бизнеса.

Такой подход отличает московский план восстановления бизнеса от пути узконаправленной помощи, по которому пошли некоторые другие мировые столицы. "В Париже, например, вообще не стали предпринимать собственные шаги, а ограничились мерами, которые были приняты на уровне всей страны, которые при этом также не столь широки, — говорит Руслан Абрамов. — Из всех крупных столиц мира, пожалуй, только Гонконг, Сингапур и Лондон активно помогают пострадавшим компаниям, но даже их меры уступают Москве".

Эксперт отмечает, что в Лондоне действуют отсрочки по ряду налогов и арендным платежам. Гонконг смог предложить бизнесу, помимо незначительного снижения налогов на прибыль и зарплаты, выдачу стабилизационных займов и скидки на аренду муниципальной недвижимости. Наиболее пострадавшие компании получают субсидии на оплату труда работников на полгода из расчета 50 % зарплаты и разовую финансовую помощь. Нью-Йорк, который на сегодняшний день считается наиболее пострадавшим от коронавируса мегаполисом, предлагает МСП, где трудится не более 100 человек и чьи продажи сократились более чем на четверть, беспроцентные кредиты, однако недавно их оформление было остановлено, так же как и выдача грантов микробизнесу на покрытие части расходов в течение двух месяцев простоя.

То, что в центре внимания властей именно небольшие компании, неслучайно. "В Москве очень высока доля поступлений от МСП в доходах бюджета — мы долго этим гордились, но сегодня именно здесь скрывается серьезная причина для беспокойства. По оценке властей, в 2019 году доля в бюджете поступлений от МСП превышала 23 %, — констатирует гендиректор Института экономики города Александр Пузанов. — Поддержка этого сегмента очень актуальна, так как одновременно является и поддержкой будущих налоговых поступлений мегаполиса".

По оценке Александра Пузанова, перечень принятых мер нельзя назвать исчерпывающим. "Пакет мер достаточно системный: он закрывает самые проблемные места для МСП. Однако отсрочка платежей и продление сроков уплаты сборов помогает сегодня, но не позволяет быстро вернуться к нормальной траектории движения. Бизнесу также тяжело будет произвести эти выплаты и через год-полтора, — полагает эксперт. — Нужна дальнейшая оптимизация налогообложения в той части, где у города есть полномочия что-то "подкручивать", — это, в частности, касается ЕНВД, упрощенной системы налогообложения, патентной системы. Также важно перенести акцент в пользу прямой бюджетной поддержки, стать более "щедрыми" и углублять дифференциацию мер: инновационный сектор и ретейл могут потребовать разных инструментов поддержки".

Кроме того, по мнению Александра Пузанова, меры поддержки малого бизнеса должны быть увязаны с поддержкой ИП и самозанятых, так как в посткризисной ситуации это будет система перетекающих сосудов.

Это не только вопрос ресурсов, но и компетенций. "Мегаполис — это нервный узел экономики: центр управления, финансовый центр, главный транспортный узел, — подчеркивает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — С одной стороны, экономика Москвы огромная, а значит, в руках столичного правительства концентрируются очень большие ресурсы, что помогает решить практически любые задачи. С другой стороны, московская экономика очень сложна: в ней огромные концерны сосуществуют с небольшими компаниями из сферы услуг. А чем сложнее система, тем сложнее ее перезапустить".

По его словам, задачу осложняет то, что просто скомандовать бизнесу "Ать-два!" не получится, поэтому управленческая часть задачи сложнее, чем ресурсная: действовать приходится финансовыми и налоговыми средствами.

"Эти меры позволяли во время кризиса платить людям зарплату, сейчас — дают бизнесу средства для перезапуска. Конечно, это не значит, что трудностей не будет, — говорит Дмитрий Журавлев. — Москва движется тем же путем, что и другие регионы: стимулирует деньгами и налогами покупательную способность населения и экономическую активность бизнеса. Но делает это масштабнее и эффективнее, а потому Москва будет выходить из кризиса по той же дороге, но своей скоростью".

Власти Москвы не исключают новых инициатив. Сейчас, например, готовятся предложения к следующим, 4-му и 5-му, пакетам мер, где внимание будет направлено на малые и средние компании, которые не попали под ОКВЭДы, утвержденные постановлением Правительства. Продолжается разработка программ и для льготного кредитования, в том числе утверждение более прозрачных критериев для заемщиков.

Как отмечается в обзоре "Эрнст энд Янг", эффективность мер поддержки обеспечивается не только разнообразием, но и их доступностью для потенциальных получателей, прозрачностью и скоростью распределения помощи, а также гибкой настройкой этих механизмов с учетом обратной связи от представителей всех субъектов экономической деятельности.

Журнал "Компания" от 8 июня

Фото "Компания"/ ТАСС

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть