Вы здесь

Выбор места самоизоляции: дифференциация возможностей населения

Дата публикации: 04.05.2020

Одной из важнейших мер борьбы с распространением вируса COVID-19 стало требование соблюдения режима самоизоляции. Наиболее строго за его исполнением следят в городах (особенно крупных), где в силу повышенной плотности населения велика вероятность массового заражения. Многие горожане столкнулись с проблемой несоответствия своих жилищных условий требованиям постоянного пребывания в пределах жилища. Это может быть вызвано самыми разнообразными причинами: недостаточной для комфортного непрерывного проживания в течение суток площадью жилого помещения, размером семьи, нехваткой свежего воздуха и т.п.

Вынужденная самоизоляция поставила, в первую очередь перед горожанами, вопрос о стратегии выбора места для ее соблюдения. В зависимости от семейных и бытовых условий, а также от потребностей конкретного человека, самоизолироваться можно либо в пределах основного места жительства, либо альтернативного. Во вторую категорию попадают т.н. "запасные жилища" – дачи, садовые домики, жилые помещения родственников  и т.д.. Не все такие жилища признаются жилыми помещениями, не все пригодны для круглогодичного проживания, но сегодня все такие помещения могут использоваться для соблюдения условий самоизоляции.

Сложившаяся ситуация вывела на первый план существенную дифференциацию возможностей населения для "комфортной самоизоляции". Далеко не все горожане обладают "запасным жилищем", а сам факт владения, например, дачным участком еще не означает, что это место пригодно для самоизоляции. Во-первых, загородные "жилища" значительно больше, чем квартиры, различаются по оснащенности базовыми коммунальными услугами (отопление, водопровод, канализация, газ). Во-вторых,  неодинакова и окружающая среда: нередко горожане делают выбор в пользу квартир в городе, поскольку они находятся в лучших условиях с точки зрения доступности магазинов, аптек и медицинских учреждений. При этом наличие второй квартиры в том же городе позволяет увеличить "жизненное пространство" – возможность уединения в отдельной комнате и т.д.

Для продолжающих работать в удаленном режиме также важным фактором является доступность и качество интернета – в пригороде это далеко не всегда на должном уровне. С другой стороны, даже лишенная городских преимуществ сельская местность несравнимо безопаснее в плане эпидемиологической обстановки, психологически комфортнее, чем постоянное пребывание в замкнутом пространстве квартиры.

Так или иначе, определяющим фактором является сама возможность выбора домохозяйством оптимального места для самоизоляции.

Подобная дифференциация возможностей существует всегда, но вне контекста эпидемии она сводится к неравным возможностям в комфортном проведении досуга. В таком случае неравенство не играет столь заметной роли в жизни людей, поскольку они могут иметь возможность нивелировать его благодаря туризму, активному использованию городских общественных пространств.

В том же случае, когда самоизоляция становится повседневной реальностью, неравенство во владении альтернативными "жилищами" становится важной и актуальной социальной проблемой. Более того, снятие обязательного режима самоизоляции, вероятно, не решит проблему полностью, поскольку открытие границ между регионами и странами пока остается под вопросом, а туристическая индустрия понесет огромные потери, что скажется на количестве и, возможно, качестве предложения. Таким образом, и в рамках повседневной жизни, и в контексте возможностей для комфортного проведения досуга альтернативные "жилища" в ближайшее время будут значительно более ценными, чем до начала пандемии коронавируса.

Для количественной оценки дифференциации среди владеющих альтернативным жилищем можно использовать данные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проводимого Росстатом. Его итоги включают в себя различные  сведения о социально-экономическом статусе домохозяйств. Информация об альтернативном жилье в КОУЖ опубликована в разрезе регионов России, а также социальных групп населения.

Анализ представленной информации показывает, что в среднем по стране 20% домохозяйств имеют другие помещения, пригодные для проживания – отдельные квартиры, комнаты в коммунальной квартире, индивидуальные дома, дома на садовом (дачном) участке, другое место "для постоянного или сезонного проживания". Более половины таких помещений составляют дома на садовом (дачном) участке. При этом региональные различия чрезвычайно велики – от более 25% в Центре и на Северо-Западе  до 7,5% на Северном Кавказе (см. таблицу).

Обеспеченность альтернативным жилищем по регионам России, %

 Источник: КОУЖ Росстата

В городской местности доля таких домохозяйств выше, чем в сельской – 23 и 11% соответственно. В целом обеспеченность "запасным жилищем" увеличивается с размером города – в городах-миллионниках она достигает 31%, а в Санкт-Петербурге – 35% и в Москве – 36%. Примерно половина таких помещений горожан (47%) пригодна для постоянного проживания.

Возможность использования "запасного жилища" ожидаемо зависит от уровня доходов домохозяйства – так среди домохозяйств нижней квинтильной группы по уровню среднедушевых доходов доля имеющих вторую квартиру или комнату в 1,6 раз ниже, чем в среднем по всем домохозяйствам, а доля имеющих дачу или дом для сезонного проживания – в 1,5 раз ниже (оценка на основе микроданных Росстата).

Относительно меньшие возможности для "комфортной самоизоляции" и у домохозяйств, традиционно относимых к социально уязвимым категориям: молодые семьи; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, состоящие только из пенсионеров; семьи, имеющие в своем составе инвалидов. В указанных категориях "запасные жилища" имеют от 17 до 19% домохозяйств, а среди семей, имеющих детей-инвалидов – только 15%.

Отмеченная дифференциация возможностей выбора домохозяйствами стратегии самоизоляции как между отдельными группами населения, так и между регионами должна учитываться при выработке системы мер по борьбе с пандемией. В более долгосрочной перспективе становится актуальным переосмысление приоритетов государственной жилищной политики, направленных на снижение отмеченной дифференциации – усиление поддержки строительства односемейных домов в пригородной местности, в том числе в качестве второго жилища, установление целевых показателей обеспеченности членов домохозяйств отдельными комнатами и другие возможные меры.

 

Фото Freepik

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть