Вы здесь

Эдуард Трутнев - О некоторых новеллах в отношении института градостроительного зонирования, подвергшегося деструктивным изменениям посредством № 373-ФЗ

Речь пойдёт о деструктивных новеллах № 373-ФЗ, посредством которого были внесены кардинальные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) . Ограничимся примерами: из многих требующих подробного правового анализа новелл рассмотрим только три наиболее одиозные новеллы № 373-ФЗ в отношении института градостроительного зонирования.

Новелла № 1 – противоправное понуждение федеральным законом к отказу от применения института градостроительного зонирования - от установления предельных параметров разрешённого строительства.

№ 373-ФЗ, не имея возможности окончательно упразднить институт градостроительного зонирования, то есть упразднить номинально5 , обеспечивает условия для его упразднения фактически, в том числе путём понуждения органов местного самоуправления к отказу от применения этого института.

Новелла № 2 – противоправное понуждение федеральным законом к тому, чтобы документация по планировке территории (ДПТ) отныне не соответствовала правилам землепользования и застройки (ПЗЗ).

Эта новелла противоправна и имеет деструктивные последствия, которые таковы. Во- первых, создаётся противоречие между ГрК РФ и ЗК РФ, поскольку последний утверждает градостроительный регламент как основу правового режима земельных участков (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ) – то, чему противоречить нельзя, а ГрК РФ в редакции № 373-ФЗ именно это противоречие и утверждает – противоречие ЗК РФ. Во-вторых, допускаемое № 373-ФЗ утверждение ДПТ, противоречащей ПЗЗ, - это создание такой противоправной ситуации, когда нормативный правовой акт - ПЗЗ, ранее утверждённый представительным органом местного самоуправления, фактически предлагается считать не действующим в соответствующей части по факту принятия исполнительным органом власти другого противоречащего ПЗЗ решения, то есть, предлагается считать, что по одному и тому же вопросу решения исполнительного органа власти имеют более высокую юридическую силу по отношению к решениям представительного органа власти, что недопустимо в силу 5 Номинальная неупразднимость института градостроительного зонирования гарантируется тем, что не может не быть правового режима использования земельных участков, а поскольку такой режим должен быть, то для его установления должен существовать соответствующий институт. 6 Часть 10 статьи 45 ГрК РФ в редакции № 373-ФЗ: «Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки … в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил …». 7 Часть 13.1 статьи 46 ГрК РФ в редакции № 373-ФЗ: «Основанием для отклонения документации по планировке территории… является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается». противоречия принципам устройства и функционирования власти в Российской Федерации. В-третьих, № 373-ФЗ создаёт противоправные условия для одновременного существования и применения двух противоречащих друг другу документов – ПЗЗ и ДПТ, что не может не сказаться деструктивным образом на практике.

Новелла № 3 – ошибки в изменённом определении понятия «градостроительные регламенты», увязанные с иными ошибочными новеллами № 373-ФЗ.

№ 373-ФЗ благодаря ошибке неправильного определения понятия «градостроительный регламент» фактически утверждает псевдо-правовые основания для возможности введения круговой поруки - ответственности одних субъектов за неисполнение обязательств другими субъектами.

Есть другие противоречащие логике права новеллы № 373-ФЗ в отношении института градостроительного зонирования. Их комплексный анализ должен стать предметом особого исследования. Но и три рассмотренные новеллы однозначно свидетельствуют об их деструктивном характере в отношении института градостроительного зонирования, о неизбежности их негативного воздействия на развитие законодательства о градорегулировании и на практику правоприменения.

БИБЛИОТЕКА ответов на вопросы о градостроительной деятельности (обновление от 22.08.2016)

Структурное направление: 
Регион: 
Россия