Вы здесь

И. В. Генцлер: Отмена взносов на капитальный ремонт - последствия для региональных систем капитального ремонта

Дата публикации: 24.04.2020

В конце марта 2020 года Мэр Москвы принял решение о временном освобождении собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, от уплаты взносов на капитальный ремонт

Эксперты Фонда "Институт экономики города" проверили, кто из субъектов Российской Федерации последовал примеру Москвы, и оценили возможные последствия приостановки взносов для региональных операторов капитального ремонта и многоквартирных домов со специальными счетами

В каких регионах собственники помещений в МКД временно освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт?

Проведенный поиск в открытых источниках показал, что решение о временном освобождении собственников помещений в многоквартирных домах от уплаты взносов на капитальный ремонт приняли всего пять субъектов Российской Федерации (таблица 1). Период временного освобождения от уплаты взносов - 3 месяца (апрель-июнь 2020 года), за исключением Ростовской области, в которой он составляет 2 месяца (апрель и май 2020 года).

Таблица 1. Субъекты Российской Федерации, в которых приняты решения о временном освобождении собственников помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт (по данным на 16.04.2020)

Наименование субъекта Российской Федерации

Нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации

Период освобождения от  взносов на КР

г. Москва

Указ мэра Москвы от 31 марта 2020 года № 35-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ", п.

апрель-июнь 2020

Московская область

Постановление губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (с изменениями в соответствии с Постановлением губернатора Московской области от 10.04.2020 № 176-ПГ), п. 34

апрель-июнь 2020

Кировская область

Постановление Губернатора Кировской области (https://fkr43.ru/novosti/pravitelstvo-kirovskoj-oblasti-dalo-razyasneniya-po-oplate-vznosov-na-kapitalnyj-remont)

апрель-июнь 2020

Пензенская область

Постановление Губернатора Пензенской области от 01 апреля 2020 года №48 "О внесении изменений в Постановление Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 года №27"

апрель-июнь 2020

Ростовская область

Постановление Правительства Ростовской области № 310 от 09.04.2020 года

апрель-май 2020

Аргументы против приостановки взносов:

  • Основным источником финансирования работ по капитальному ремонту являются взносы на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта. Решение о приостановке уплаты взносов создает угрозу выполнения региональным оператором обязательств по проведения капитального ремонта, запланированного не только на 2020 год, но и на последующие период.
  • Расходы на уплату ежемесячного взноса на капитальный ремонт составляют незначительную часть в составе доходов домохозяйств.

Сколько денег потеряют региональные системы капитального ремонта в связи с приостановкой уплаты взносов?

По оценкам Института экономики города, региональные системы капитального ремонта пяти субъектов Российской Федерации, в которых приостановлена уплата взносов, потеряют от 341 млн до 11 млрд рублей (см. таблицу 2).

Наибольший объем средств недополучит система капитального ремонта города Москвы – около 11 млрд рублей. Это связано как с наибольшим из всех регионов размером установленного минимального взноса на капитальный ремонт (18,86 руб./кв. м), так и наибольшим количеством многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта (около 28 тысяч[1]), и, соответственно, площади помещений в таких домах, на которую начисляются взносы (около 250 млн кв. м).

Наименьший объем средств (341 млн рублей) из рассматриваемых пяти регионов потеряет региональная система капитального ремонта Пензенской области, в которой установлено наименьшее значение минимального размера взноса на капитальный ремонт и в региональную программу капитального ремонта включено наименьшее количество многоквартирных домов и площади помещений (соответственно, 7,7 тысяч и чуть более 15 млн кв. м) из программ рассматриваемых регионов.

Приостановка взносов приведет к недополучению средств не только региональными операторами капитального ремонта, но и фондами капитального ремонта, формирующимися на специальных счетах. Распределение общей суммы выпадающих доходов между региональным оператором и специальными счетами различно в рассматриваемых регионах, поскольку в их региональных программах различны доли многоквартирных домов, в которых реализуется способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (таблица 3).

В меньшей степени от приостановки уплаты взносов пострадает региональный оператор Пензенской области, в региональной системе которой самая высокая доля многоквартирных домов со специальными счетами (35% от общего числа многоквартирных домов и 49% от их площади). На долю регионального оператора приходится только 51% от общей суммы взносов, которые не будут уплачены (см. таблицу 2).

Наиболее высокая доля от общего объема выпадающих доходов региональной системы – 89,5% –у регионального оператора Московской области (в области наименьшая из рассматриваемых регионов доля многоквартирных домов со специальными счетами).

Таблица 2. Объем средств, которые недополучат региональные системы капитального ремонта в связи с временным освобождением собственников помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт

Показатели

г. Москва

Московская область

Пензенская область

Кировская область

Ростовская область

Объем средств, которые не получит региональная система капитального ремонта,

всего, млн руб.

11 023

4 484

341

462

856

в том числе:

региональный оператор,

млн руб.,

% от суммы недополученных средств

 

 

 

9 309

 

 

84,5

 

 

 

4 012

 

 

89,5

 

 

 

174

 

 

51,1

 

 

 

370

 

 

80,1

 

 

 

590

 

 

68,9

фонды капитального ремонта на специальных счетах, млн руб.

% от суммы недополученных средств

 

 

 

1 714

 

 

15,5

 

 

 

472

 

 

10,5

 

 

 

167

 

 

48,9

 

 

 

92

 

 

19,9

 

 

 

266

 

 

31,1

Доля выпадающих доходов региональной системы от стоимости капитального ремонта, запланированного на 2020 год,% *

~ 29**

34

19

12

14

 

* Расчет сделан при допущении, что бюджетные субсидии на проведение капитального ремонта не предоставляются.

** В открытом доступе нет данных о стоимости капитального ремонта, запланированного на 2020 год краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта МКД г. Москвы; расчет сделан при допущении, что региональный оператор расходует на капитальный ремонт 97% годового поступления взносов, а в тех домах со специальными счетами, которые делают ремонт в течение года, расходуется 25% от годовых поступлений взносов в целом на специальные счета.

 

 

 

Таблица 3. Доля многоквартирных домов со специальными счетами в регионах, временно приостановивших уплату взносов на капитальный ремонт

Доля многоквартир-ных домов со специальными счетами, %,

Москва

Московская область

Пензенская область

Кировская область

Ростовская область

от общего количества МКД в региональной программе

11,13

5,87

35,09

12,57

19,91

от общей площади помещений в МКД в региональной программе

15,55

10,52

48,94

20,03

31,13

 

 

Возможные последствия от временной приостановки уплаты взносов на капитальный ремонт

  • Наиболее вероятным последствием приостановки уплаты взносов на капитальный ремонт является невыполнение планов проведения капитального ремонта в 2020 году региональными операторами.

Наибольшего невыполнения планов капитального ремонта 2020 года, если не будут выделены средства из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов, можно ожидать, прежде всего, в Москве и Московской области. В этих двух регионах сумма выпадающих доходов региональной системы составляет около 30% стоимости услуг и работ по капитальному ремонту, запланированных на 2020 год (см. таблицу 2), и большую их часть должны выполнять как раз региональные операторы.

В Москве годовые планы капитального ремонта являются наиболее напряженными, а доля средств, формируемых за счет взносов, которая должна использоваться региональным оператором на ежегодное финансирование региональной программы, максимально высокая (97%). В связи с этим у регионального оператора Москвы не может быть значительного резерва средств в виде остатка средств на счете на начало года, свободных от обязательств. Ситуация с выполнением плана капитального ремонта усугубляется также необходимой и оправданной мерой о приостановке всех работ по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на период самоизоляции граждан.

Возможное решение проблемы для регионального оператора Москвы – выделение из бюджета средств на компенсацию выпадающих доходов или отказ от выполнения в 2020 году (перенос на более поздний срок) части дополнительных работ по капитальному ремонту, сверх перечня работ, установленного частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, например, капитального ремонта подъездов. Есть ли у других региональных операторов такая возможность, зависит от того, какие решения по дополнительными услугам и работам принимались в субъектах Российской Федерации, какие предложения по перечням услуг и работ предлагались региональными операторами для выполнения в 2020 году.

Возможность переноса запланированных на 2020 год работ по капитальному ремонту на более поздний срок зависит также от того, как определен срок выполнения работ в региональной программе – на конкретный год или на трехлетний период. При этом необходимо иметь ввиду, что в части 4 статьи 168 Жилищного кодекса определен закрытый перечень случаев, в которых перенос срока выполнения работ на более поздний период не требует решения общего собрания собственников помещений. В отношении работ в 2020 году собственники уже приняли решение о перечне и сроке проведения ремонта региональным оператором. В обычных условиях для изменения уже утвержденного общим собранием перечня работ по капитальному ремонту необходимо новое решение общего собрания. Для того, чтобы появилась возможность без решения общего собрания перенести работы на более поздний срок в связи с непредвиденными обстоятельствами, в том числе связанными с пандемией COVID-19, необходима поправка в Жилищный кодекс (возможно в сегодняшних форс-мажорных обстоятельствах, которые не позволяют выполнить ранее принятые решения, можно обойтись и без такой поправки в Жилищный кодекс, но это требует прояснения).

В Пензенской, Кировской и Ростовской областях доля выпадающих от приостановки уплаты взносов доходов региональной системы от стоимости запланированных на 2020 год ремонтов существенно ниже – 19%, 12% и 14% соответственно. В этих областях у региональных операторов больше возможностей выполнить план ремонтов, чем в Москве и Московской области, но гораздо ниже вероятность выделения бюджетных средств на компенсацию выпадающих доходов.

  • В наиболее уязвимом положении в связи с приостановкой уплаты взносов на капитальном ремонте оказались собственники помещений в многоквартирных домах со специальными счетами:
    • в которых работы по капитальному ремонту запланированы на 2020 год (и, возможно, 2021-2022 годы);
    • у которых есть обязательства по возврату заемных средств, оплате в рассрочку ранее выполненных работ по капитальному ремонту.

Принятые субъектами Российской Федерации решения о приостановке уплаты приведут к сокращению поступлений на специальный счет в размере 25% годовых поступлений. Для собственников помещений в отдельном многоквартирном доме это очень весомая потеря. Сокращение поступлений средств на специальный счет может привести к недостаточности накоплений для финансирования работ по капитальному ремонту, предусмотренному региональной программой для многоквартирного дома на 2020 год (а возможно, эта неполнота поступлений негативно отразится и на возможности выполнения ремонта в 2021 и 2023 годах).

Собственники помещений в многоквартирных домах, скорее всего, не смогут договориться и о добровольном внесении взносов на капитальный ремонт на специальный счет, потому что в период приостановки взносов компенсацию по уплате взносов не будут получать собственники помещений старше 70 лет, другие категории граждан, для которых установлены льготы по уплате такого взноса (в Москве льготных категорий граждан особенно много, а выплаты из бюджета компенсаций таких льгот особенно значительны).

Для собственников помещений, которые при недостаточности накоплений на специальном счете планировали проведение работ с оплатой подрядчику в рассрочку, такая возможность резко сокращается, поскольку в связи с выпадением четверти годовых поступлений им требуется больший период рассрочки, в то время как возможности подрядчиков предоставить собственникам такую рассрочку в период кризиса тоже заметно уменьшатся.

Эти финансово-экономические обстоятельства усугубляются сложностями проведения в период самоизоляции общих собраний в многоквартирных домах для принятия решений о проведении капитального ремонта. Без решения общего собрания собственников правления ТСЖ (ЖСК), советы многоквартирных домов не могут предпринимать шаги по организации проведения капитального ремонта (выбору исполнителя для разработки проектной документации, подрядчика). Принятие решений и действия по организации капитального ремонта в домах со специальными счетами в этом году сдвигаются на более поздний и пока неопределенный срок. Соответственно, есть большая вероятность, что запланированные на 2020 год ремонты в домах со специальными счетами не будут проведены.

Последствием непроведения собственниками помещений, уплачивающими взносы на специальный счет, капитального ремонта в запланированный региональной программой срок согласно части 7 статьи 189 Жилищного кодекса является потеря специального счета – изменение способа формирования фонда капитального ремонта решением органа местного самоуправления (в Москве – Департамента капитального ремонта города Москвы).

Приостановка взносов на капитальный ремонт не позволит товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, управляющим организациям выполнить свои обязательства по возврату кредитов и займов, привлеченных ими по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта. Но если управляющие организации скорее всего смогут воспользоваться кредитными каникулами, установленными для среднего и малого бизнеса, то такие меры поддержки до сих пор не распространены на товарищества собственников жилья, кооперативы, которые являются некоммерческими организациями.

Например, проблем с возвратом кредитов по уже проведенным ремонтам можно ожидать в Ростовской области, где достаточно много кредитов предоставил ТСЖ банк "Центр-Инвест"; с возвратом займов – в Кировской области, где они предоставлялись Центром организации капитального ремонта Кировской области; с платежами для погашения рассрочки по оплате выполненных работ, предоставленной подрядчиком – в Москве, где замена лифтов в домах со специальными счетами осуществлялась в рамках пилотной программы.

Насколько велики были бы расходы домохозяйств на уплату взносов на капитальный ремонт? Могут ли домохозяйства платить эти взносы в период кризиса?

Проведенные экспертами Фонда "Институт экономики города" расчеты показывают, что даже при условии, что расходы домохозяйств резко сократятся в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19 (в расчетах использовано допущение, что доходы домохозяйства сократятся на 50%), взносы на капитальный ремонт составили бы незначительную величину в совокупном семейном доходе: в четырех регионах –  около 1% и менее, и только в Кировской области – 1,9% (таблица 4).

 

Таблица 4. Снижение расходов домохозяйства (3 человека) в условно-средней квартире (54 кв. м) в связи с временным освобождением от уплаты взносов на капитальный ремонт

 

г. Москва

Московская область

Пензенская область

Кировская область

Ростовская область

Среднедушевой доход, руб./мес. (по данным Росстата за 2019 год)

74 011

47 547

23 060

23 617

30 833

Совокупный доход домохозяйства в месяц в период кризиса*

111 016,5

71 320,5

34 590,0

35 425,5

46 249,5

Размер взноса на капитальный ремонт, руб./кв. м

18,86

9,07

7,5

8,3

9,92

Ежемесячный платеж на капитальный ремонт, руб.

1018,44

489,78

405,0

448,2

535,68

Доля платежа на капитальный ремонт в месячном доходе домохозяйства, %

0,92

0,69

1,17

1,89

1,15

* При предположении о снижении дохода домохозяйства в период самоизоляции на 50%.

 

Представляется, что негативные последствия от приостановки взносов на капитальный ремонт несопоставимо серьезнее, чем незначительный социальный эффект, на который, возможно, рассчитывали субъекты Российской Федерации. Взносы на капитальный ремонт и в период кризиса продолжают оставаться доступными для большинства домохозяйств. А для наиболее уязвимых домохозяйств в четырех субъектах Российской Федерации наиболее эффективным решением было бы усилить меры адресной поддержки граждан, уплачивающих взносы на капитальный ремонт, через пересмотр условий и размеров предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг по примеру Москвы.

 

            Предложения по поддержке функционирования региональных систем капитального ремонта в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19:

  • не использовать такую меру как приостановка уплаты взносов на капитальный ремонт, а в тех субъектах Российской Федерации, в которых уже приняты такие решения – не продлевать установленный период приостановки взносов;
  • вместо приостановки уплаты взносов на капитальный ремонт усилить меры адресной поддержки граждан – собственников помещений в многоквартирных домах с низкими доходами, в том числе потерявших доходы в связи с кризисом, при оплате ими жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт (см. предложения на сайте ИЭГ: http://www.urbaneconomics.ru/centr-obshchestvennyh-svyazey/news/oplata-zhilogo-pomeshcheniya-i-kommunalnyh-uslug-v-usloviyah);
  • оперативно внести в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" или сам Жилищный кодекс РФ следующие изменения:
    • приостановить действие части 7 статьи 189 Жилищного кодекса РФ (о переводе фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора в случае, если собственники не провели ремонт в установленный региональной программой срок), как минимум, до 1 января 2022 года (а лучше – признать утратившей силу данную норму Жилищного кодекса РФ);
    •  включить в перечень случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ), в которых для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период не требуется принятия решения общего собрания, перенос срока проведения капитального ремонта, запланированного региональной программой, краткосрочным планом ее реализации, при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
  • предоставить возможность получить кредитные каникулы товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, управляющим организациям, подрядным организациям, получившим и использовавшим/использующим кредиты на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, возврат которых осуществляется за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт на сновании решения общего собрания таких собственников.

Таким образом, проведенная оценка показала, что приостановление в ряде регионов уплаты взносов на капитальный ремонт, с одной стороны, не дает существенного снижения финансовой нагрузки на граждан-собственников жилья, но с другой стороны, порождает серьезные финансово-экономические, правовые и организационные последствия для региональных систем капитального ремонта, включая риски выполнения региональными операторами обязательств по проведению капитального ремонта, запланированного на 2020 год. Особенно велики такие риски для многоквартирных домов со специальным счетами, капитальный ремонт которых проведен с привлечением заемных средств или должен быть проведен в текущем году.

 

 

[1] Здесь и далее использованы данные по количеству многоквартирных домов в региональных программах и площади помещений в них на 01.01.2019 по результатам мониторинга региональных систем капитального ремонта, проводимого Фондом ЖКХ.

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть