Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о программе приватизации городского имущества на 2017– 2019 годы. Для чего столичные власти распродают активы?
Градоначальник утвердил перечень обществ, акции которых находятся в собственности Москвы и подлежат приватизации. В списке — более полусотни компаний. В их числе, например, коммерческий банк «Московское ипотечное агентство» (100 процентов акций сейчас принадлежат городскому правительству), комбинат бытовых услуг «Заря», ОАО «Московская аптека», Фабрика химчистки и крашения одежды № 1 имени Котовского, Московское выставочно-конгрессное агентство.
Город также выставляет на торги принадлежащие ему 40 процентов акций Бутырского рынка, 28 процентов акций Московского городского гольф-клуба, 19,9 процента акций Останкинского завода напитков и много чего еще.
— Все это так называемые непрофильные активы, появившиеся, как правило, еще в советское время, — рассказывает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики Сергей Смирнов.— Ведь функция городского правительства — управлять городом. Обеспечить, так сказать, его нормальное функционирование. Но для этого совсем необязательно владеть акциями Бутырского рынка! Или, скажем, Останкинского завода напитков.
Их проще продать бизнесу, который обеспечит более эффективное функционирование этих структур. Такая схема чем-то напоминает аутсорсинг. Зачем принимать в штат, скажем, десяток уборщиц и электриков, если проще передать труд уборки и починки выключателей сторонней компании? А самим сосредоточиться не на мытье полов, а на основной деятельности? Это куда эффективнее.
По словам эксперта, заморачиваться с разного рода непрофильными активами — только время и силы и попусту терять.
— Взять, например, историю с автомобильным заводом «Москвич» (АЗЛК), — рассказывает Сергей Николаевич. — Прежняя администрация города решила на этом заводе производить «современные востребованные автомобили». То «Святогор», то «Юрий Долгорукий», то «Князь Владимир» или «Иван Калита»... Все кончилось плохо: в 2006 году завод был признан банкротом.
Новые власти Москвы, по словам эксперта, идут по другому пути. Они, например, пустили с молотка принадлежащие Москве... карьеры, где добывался камень для нужд строительной отрасли. Проданы были и 46,6 процента акций Банка Москвы.
Кстати, смена владельца принадлежавших городу компаний социальной значимости вряд ли скажется на их ценовой политике.
— Взять, например, ту же аптечную сеть. И будучи городской, и будучи частной, она все равно работает в условиях рынка, — пояснил эксперт. — И если сейчас в ней дают скидки по социальным картам москвича, то, уверен, и после приватизации будут предоставлять, чтобы сохранить покупателей. Многие частные, не имеющие никакого отношения к столичному правительству аптеки делают скидки льготникам — это привлекает дополнительных клиентов.
Впрочем, как объяснили «ВМ» в столичном Департаменте городского имущества, новый собственник может использовать приобретенный аптечный бизнес по собственному усмотрению. Например, открыть на месте аптек сеть продуктовых магазинов.
— Это нестрашно, аптек в городе и так хватает, — считает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. — Продавая какието объекты, городские власти должны задаваться лишь одним вопросом: помогают ли они выполнять возложенные на них обязанности или нет.
Надежда Борисовна привела пример. Задачи города — дать молодым горожанам образование, всем нуждающимся — социальную поддержку и медицинское обслуживание. Поэтому о продаже, скажем, зданий школ, социальных учреждений и поликлиник и речи идти не может.
— А вот различные инфраструктурные объекты — например, водоканал, во многих городах или продают в частные руки, или отдают в концессионное управление, — рассказывает Надежда Косарева. — Это делается, чтобы иметь возможность привлечь на эти предприятия инвестиции. И, скажем, модернизировать на частные средства систему водоочистки и водоснабжения. Но Москва — город богатый. Своих средств хватает.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Колесник, руководитель отдела внутренних и внешних коммуникаций Департамента городского имущества:
В программе приватизации имущества, принадлежащего городу, участвуют два вида объектов. Первый — непрофильные активы, ну, скажем, аптечная сеть или ткацкая фабрика. Они никак не помогают городской власти выполнять свои функции, а значит, фактически не нужны. Зато их можно продать и этим пополнить городской бюджет. Второй тип объектов — небольшие помещения, где невозможно разместить городские объекты, например, поликлинику, но которые могли бы быть интересны малому бизнесу. Например, для открытия магазина, химчистки или парикмахерской.