Вы здесь

"Стратегия развития ЖКХ до 2035 года" при участии фонда "Институт экономики города"

Дата публикации: 23.07.2019

Многоквартирный дом: общий — значит чей?

Как сделать собственников помещений в многоквартирном доме более активными, ответственными и что этому мешает? На эти вопросы пытались ответить участники круглого стола, посвященного стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года.

Круглый стол "Стратегия развития ЖКХ до 2035 года" проходил в Череповце 17 июля при участии фонда "Институт экономики города". "Речь" написала об этой встрече на следующий же день. Сегодня мы более подробно остановимся на некоторых моментах.

Приведем для начала несколько выдержек из действующей пока Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в России на период до 2020 года. Ее ключевыми направлениями являются: формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения; развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства; совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющими и ресурсоснабжающими организациями; повышение энергетической эффективности отрасли.

В качестве приоритетов развития отрасли нынешняя стратегия определяет: предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг потребителям в целях обеспечения гражданам комфортности проживания; наличие баланса интересов различных участников этой сферы; обеспечение экологичности.

Что имеем

Достигли ли мы того, к чему стремились? По мнению участников круглого стола и разработчиков новой стратегии, не вполне. Да, в чем-то собственники стали более активными. В Череповце, например, этому способствовали развитие территориальных общественных самоуправлений, ТСЖ и советов домов, реализация таких проектов, как "Народный бюджет — ТОС" и "Комфортная городская среда", конкурс "Дом образцового содержания", работа Службы жилищного просвещения и многое другое.

Однако вместе с тем, как отмечают эксперты, реальные возможности собственников все еще ограничены. Причин тому несколько. Это и сложности принятия решений через механизм общего собрания, и усложненные процедуры создания ТСЖ, требования к которым близки к тем, что предъявляются к коммерческим управляющим организациям. При этом поменять управляющую организацию решением общего собрания часто бывает очень сложно.

Ответственность собственников за принимаемые решения или за непринятие необходимых решений не определена. Напротив, ответственность за содержание общего имущества, по мнению разработчиков стратегии, практически целиком переложена на управляющую организацию.

Не определена и ответственность отдельного собственника перед другими участниками права общей долевой собственности за неисполнение обязанности участвовать в расходах на управление, содержание и ремонт общего имущества.

Кроме того, до сих пор не определен статус собственников помещений в многоквартирном доме как гражданско-правового сообщества. Не определена правоспособность такого сообщества, в том числе возможность вступать в отношения с третьими лицами через своего представителя.

Отсутствует возможность накапливать общие средства собственников для управления общим имуществом, его содержания и текущего ремонта, обособленные от средств других лиц. Соответственно, нет возможности контролировать эффективность и целевое расходование средств.

Плюс договорные обязательства между собственниками и управляющей организацией заменены на систему жалоб и предписаний контрольно-надзорных органов.

Что делать

Как изменить ситуацию и дать собственникам реальные возможности и, самое главное, желание управлять своими домами?

По мнению разработчиков стратегии, для повышения активности и ответственности собственников надо создавать соответствующие условия.

Во-первых, должно быть усовершенствовано законодательство. Для начала должен быть определен статус собственников помещений в МКД как гражданско-правового сообщества, обладающего правоспособностью, близкой той, какой обладают юридические лица. Это позволит иметь счет в банке для формирования общих денежных средств и вступать в отношения с третьими лицами через представителя.

Надо определить ответственность собственников за состояние общего имущества.

Упростить процедуру проведения общего собрания и снизить требования к количеству голосов для принятия решений, расширить способы голосования.

Упростить процедуры создания и снизить требования к деятельности ТСЖ.

Сделать приоритетным решение общего собрания собственников по выбору или смене управляющей организации. При этом реализация решения собственников не должна зависеть от решений органов государственного жилищного надзора и органов местного самоуправления.

Во-вторых, необходимо поддерживать просветительскую и информационно-методическую работу, направленную на повышение информированности, грамотности и самоорганизации собственников.

В-третьих, стимулировать их активность через программы предоставления субсидий.

35Медиа от 22 июля

Фото "35Медиа"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть