В конце марта 2020 года Мэр Москвы принял решение о временном освобождении собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, от уплаты взносов на капитальный ремонт. Эксперты Фонда "Институт экономики города" проверили, кто из субъектов Российской Федерации последовал примеру Москвы, и оценили возможные последствия приостановки взносов для региональных операторов капитального ремонта и многоквартирных домов со специальными счетами.
В каких регионах собственники помещений в МКД временно освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт?
Проведенный поиск в открытых источниках показал, что решение о временном освобождении собственников помещений в многоквартирных домах от уплаты взносов на капитальный ремонт приняли всего пять субъектов Российской Федерации (таблица 1). Период временного освобождения от уплаты взносов - 3 месяца (апрель-июнь 2020 года), за исключением Ростовской области, в которой он составляет 2 месяца (апрель и май 2020 года).
Аргументы против приостановки взносов:
- Основным источником финансирования работ по капитальному ремонту являются взносы на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта. Решение о приостановке уплаты взносов создает угрозу выполнения региональным оператором обязательств по проведения капитального ремонта, запланированного не только на 2020 год, но и на последующие период.
- Расходы на уплату ежемесячного взноса на капитальный ремонт составляют незначительную часть в составе доходов домохозяйств.
Сколько денег потеряют региональные системы капитального ремонта в связи с приостановкой уплаты взносов?
По оценкам Института экономики города, региональные системы капитального ремонта пяти субъектов Российской Федерации, в которых приостановлена уплата взносов, потеряют от 341 млн до 11 млрд рублей (см. таблицу 2).
Наибольший объем средств недополучит система капитального ремонта города Москвы – около 11 млрд рублей. Это связано как с наибольшим из всех регионов размером установленного минимального взноса на капитальный ремонт (18,86 руб./кв. м), так и наибольшим количеством многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта (около 28 тысяч), и, соответственно, площади помещений в таких домах, на которую начисляются взносы (около 250 млн кв. м).
Наименьший объем средств (341 млн рублей) из рассматриваемых пяти регионов потеряет региональная система капитального ремонта Пензенской области, в которой установлено наименьшее значение минимального размера взноса на капитальный ремонт и в региональную программу капитального ремонта включено наименьшее количество многоквартирных домов и площади помещений (соответственно, 7,7 тысяч и чуть более 15 млн кв. м) из программ рассматриваемых регионов.
Приостановка взносов приведет к недополучению средств не только региональными операторами капитального ремонта, но и фондами капитального ремонта, формирующимися на специальных счетах. Распределение общей суммы выпадающих доходов между региональным оператором и специальными счетами различно в рассматриваемых регионах, поскольку в их региональных программах различны доли многоквартирных домов, в которых реализуется способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (таблица 3).
В меньшей степени от приостановки уплаты взносов пострадает региональный оператор Пензенской области, в региональной системе которой самая высокая доля многоквартирных домов со специальными счетами (35% от общего числа многоквартирных домов и 49% от их площади). На долю регионального оператора приходится только 51% от общей суммы взносов, которые не будут уплачены (см. таблицу 2).
Наиболее высокая доля от общего объема выпадающих доходов региональной системы – 89,5% –у регионального оператора Московской области (в области наименьшая из рассматриваемых регионов доля многоквартирных домов со специальными счетами).
Читать статью в журнале "Председатель ТСЖ"