Вы здесь

Специалисты направления "Городское хозяйство" Института экономики города подготовили обзор "Мониторинг ситуации в сфере управления многоквартирными домами"

Дата публикации: 22.12.2020

1 марта 2020 года исполнилось 15 лет со дня вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором было закреплено право собственников помещений в многоквартирном доме управлять принадлежащим им общим имуществом в таком доме

Это право реализуется, прежде всего, путём выбора способа управления многоквартирным домом, а также определения организации, которая будет оказывать услуги (осуществлять функции) по управлению многоквартирным домом и/или отвечать за надлежащее содержание общего имущества.

Жилищный кодекс Российской Федерации детально сформулировал основы участия собственников жилых помещений в управлении общим имуществом. Их активное применение должно было способствовать формированию многообразия спроса на услуги по обслуживанию многоквартирных домов, демонополизации данной сферы. Планировалось развитие профессионального управления многоквартирными домами как предпринимательской деятельности, осуществляемой специализированными управляющими организациями, развитие среди них конкуренции, предоставление собственникам помещений в многоквартирных домах возможности определять заказываемый объем и качество услуг. Такие изменения, как предполагалось, должны были сопровождаться развитием самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах в форме товариществ собственников жилья.

Цель представляемого Фондом "Институт экономики города" обзора "Мониторинг ситуации в сфере управления многоквартирными домами" – оценить на основе официальных статистических данных и другой информации в открытых источниках, насколько к настоящему времени выполнены поставленные Жилищным кодексом задачи в отношении выбора собственниками помещений способа управления многоквартирными домами, создания товариществ собственников жилья и развития конкуренции в профессиональной предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Основные выводы исследования:

1) Преобладающим способом управления многоквартирными домами стало управление управляющими организациями на основе договора управления многоквартирным домом, заключаемым с собственниками помещений в доме, в том числе по результатам открытых муниципальных конкурсов по отбору управляющих организаций. Среди управляющих организаций преобладают частные организации.

2) Непосредственно собственниками помещений управляется четверть всех многоквартирных домом (с количеством квартир не более 30).

3) Товарищества собственников жилья не получили в России такого развития, которое предполагалось при принятии Жилищного кодекса Российской Федерации, и не стали основным заказчиком профессиональных управленческих услуг. Немногочисленные устойчиво работающие товарищества самостоятельно управляют своими домами.

4) В городах – центрах субъектов Российской Федерации концентрация рынков услуг по управлению многоквартирными домами в основном довольно низкая - по формальным признакам. В то же время, реальная конкуренция слабо развита. Многоквартирные дома распределены между управляющими организациями, сложившаяся система распределения рынка поддерживается местными администрациями. Это система не мотивирует управляющие организации повышать качество своих услуг, что повсеместно приводит к недовольству потребителей управляющими организациями.

5) Введение в 2014 году лицензирования предпринимательской деятельности управляющих организаций не улучшило ситуацию с управлением и содержанием многоквартирных домов.

6) Необходимо совершенствование законодательства, прежде всего Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях усиления прав и обязанностей собственников помещений в МКД и упрощения процедур принятия ими коллективных решений по управлению принадлежащим им общим имуществом.

 

Фото Freepik

 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть